Как будут развивать туризм в Туркестанской области
Власти Туркестанской области намерены реализовать в этом году 14 инвестиционных проектов в сфере туризма. В регионе едва ли не туристический бум: идет поиск эффективных способов завлечь в регион туристов, особенно иностранных. А предприниматели тем временем активно вкладывают миллионы в строительство зон отдыха и гостиничных комплексов. Похоже, для бизнесменов это самое популярное направление.
Выгодные ли вложения
Миллиарды тенге готовы вложить инвесторы в строительство туристических объектов в Туркестанской области. Правда, все миллионодатели – это чаще казахстанские предприниматели. И все они готовы тратить свои кровные чаще на строительство гостиниц и зон отдыха. К примеру, только в Сарыагашском районе бизнесмены согласны построить 4 санатория. Другой инвестор намерен построить в Сайрамском районе за полмиллиона долларов гостиничный комплекс с рестораном и бассейном. Самыми оригинальными власти считают тех, кто вкладывает деньги строительство этноаулов. К примеру, в Тюлькубасском районе владелец КХ «Нурлыхан» возводит зону отдыха, в которой гости будут не только расслабляться от городской суеты, но и лечиться кобыльим молоком. На его реализацию предприниматель потратит 340 млн тенге, и уже в следующем году состоится запуск проекта. Одновременно там смогут поправлять здоровье 50 постояльцев.
Тянутся инвесторы и на берег Шардаринского водохранилища. К примеру, сразу 4 человека хотели бы развернуть на побережье массовое строительство. Правда, их проекты оригинальностью не отличаются – возводить будут гостиницы, зоны отдыха и рестораны. Власти ждут, когда кто-нибудь из предпринимателей раскошелится и начнет строительство городской пляжной зоны, чтобы допуск отдыхающих был свободным, а вот зарабатывать удавалось, например, на аттракционах. Правда, желающих пока не нашлось.
«Хотелось бы, чтобы сделали городскую пляжную зону. Мы сейчас подали документы на проведение инфраструктуры. Хотелось бы, чтобы посетители могли просто поставить лежак и отдыхать. Там должны быть еда, аттракционы. Но, увы, пока желающих нет, ведь с экономической точки строить такой объект совершенно не выгодно бизнесу. Если будут желающие, мы готовы предоставить земельный участок. Иностранных инвесторов, желающих вложиться в Шардару, пока нет. Иностранные инвесторы хотят строить в Сарыагаше, в городе Туркестане и в Каскасу. Им это очень интересно», – рассказывает и.о. руководителя управления туризма и внешних связей Жасулан Тулебеков.
Строить горнолыжный курорт в Каскасу в национальном парке планируют в 2020-2021 годах. Из республиканского бюджета уже выделены 22 млрд тенге. Эти деньги пойдут на строительство горной инфраструктуры и подведение инженерных коммуникаций. К примеру, за счет бюджетных средств построят лыжные трассы и подъемники, а затем передадут их на баланс управляющей компании. Правда, какой – еще неизвестно, мол, только разрабатывается ПСД. Коммерческие объекты будут строить уже инвесторы, и землю им будут выдавать с правом выкупа, но не на территории национального парка.
«Проектно-сметная документация по курорту будет готова к первому кварталу 2020 года. Сейчас объявлен тендер на разработку ПСД инженерной и горной инфраструктуры. Подрядчик должен определиться в июле. Уже есть заключение от комитета водного и охотничьего хозяйства о том, что на территории нацпарка можно в дальнейшем приступить к строительству. Национальный парк даст в аренду землю на 49 лет. Эта земля будет без права выкупа. Сам курортный городок расположится на 56 га и относится к акимату, а не к нацпарку. Вот для строительства городка мы можем выделить землю для инвесторов», – говорит Жасулан Тулебеков.
К слову, 22 млрд тенге – это не первый транш на строительство горнолыжного курорта. В 2014-2015 годах уже выделялись 450 млн тенге. Госкомимущества недавно сделал акт выполненных работ и выяснил, что за эти деньги успели сделать покрытие дороги, канализацию, столбы и подготовили место для подстанции. На новом этапе рабочие будут продолжать то, что было уже первоначально сделано.
Перспективы отрасли
Заниматься туризмом в Туркестанской области теперь будет выгодно. Регион попал в число участников государственной программы «Развитие туристической индустрии до 2025 года». К примеру, в топ-10 проектов включен город Туркестан, а в топ-50 региональных проектов попали национальные парки Каскасу и Сайрам-Угам и Сарыагашский курорт. Участие в этой программе не только престижно, заявляют чиновники, но и экономически выгодно. Теперь все желающие строить бизнес на туризме смогут получать все меры господдержки – и по финансированию инфраструктуры, и на маркетинговые исследования, и по привлечению инвестиций.
«В Туркестане все объекты туристической индустрии смогут получать инвестсубсидии в виде натурного гранта, в виде снижения процентной ставки на кредитование в части подключения инфраструктуры. Смогут получать освобождение от налогов до 2045 года. Например, город им профинансирует строительство инфраструктуры и visit-центра», – рассказывает Жасулан Тулебеков.
В ближайшие годы власти региона намерены привести в современный вид инфраструктуру крупнейших туристических объектов. На территории городища Отырар и мавзолея Арыстан-баб появятся скверы, беседки, фонари, кафе, прогулочные места и санитарные зоны. И обязательно, обещают власти, будут деревья и зелень. К слову, на разработку проектно-сметной документации благоустройства территории мавзолея Арыстан-баб ушло 7,6 млн тенге. Само же строительство обойдется в 252 млн тенге. Документы на обустройство территории городища Отырар обошлись в 5,9 млн тенге, а на само строительство запланировано 224 млн тенге. Благоустройство, уверены в областном акимате, привлечет еще больше туристов. Из всех видов внутреннего туризма в Туркестанской области лидирует паломнический. Причем чаще всего люди едут посмотреть именно комплекс Азрет Султан. Если в прошлом году за 5 месяцев его посетили 540 тыс. человек, то в этом году там побывали 612 тыс. человек. Среди них и местные, и иностранцы.
«За 5 месяцев мы проработали с туроператорами Малайзии и Индонезии, которые готовы ехать в Туркестан. К примеру, у них ежегодно 80 млн человек выезжают в хадж в Мекку или Медину, а потом едут в Турцию или в Египет. Мы им предложили сделать турпакет, в который бы вошло посещение Туркестана. В апреле, к примеру, так приехали 25 человек, а в мае – 12», – рассказывает Жасулан.
Пока же продвигать внутренний туризм очень сложно, заявляют и местные гиды. Ержигит Джумадилов из Шымкента уже 5 лет сам возит туристов по достопримечательностям Туркестанской области. Местным жителям и гостям из других стран он показывает не только исторические места, но и уникальные пейзажи в горах или в национальных парках. Признается, что миллионы лопатой за свою работу не гребет, но на жизнь хватает. Правда, зачастую таким самозанятым экскурсоводам приходится самим пробираться через бюрократические проволочки, да и зачастую с привлечением туристов – и иностранных, и местных – они вынуждены справляться сами. Причина, говорят, отнюдь не в слабой господдержке, а в том, что выгода от выездного туризма гораздо больше.
«Я сотрудничаю с 5 туристическими фирмами, но от них клиентов много не бывает. А ведь у нас в Шымкенте около 80 турфирм, которые занимаются выездным туризмом. Я к ним заходил, предлагал сотрудничать. Но меня не поддержали. Оно и понятно, там говорят, что нет желания париться за 1000 тенге комиссий. Тогда как за продажу одного тура в Турцию, они могут заработать 20 тыс. тенге. Внутренний туризм – дело неблагодарное. Здесь остаются только настоящие любители природы и гор. Доход-то у нас небольшой, а траты есть – то ломаются палки, с которыми в горы идем, то автобус подведет. А представляете, какая ответственность перед нами», – рассказывает Ержигит.
Внутренним туризмом в том же Туркестане пока занимаются лишь три компании.
Кадры и транспорт решают все
Успешный внутренний туризм – это, прежде всего, хорошая инфраструктура, уже потом – эффективный маркетинг. Так считают и чиновники, и профессиональные гиды. Есть очень много интересных маршрутов, вот только нужно хорошо подтянуть инфраструктуру. Во многих местах нет элементарной дороги и электричества. Что уж говорить о наличии Wi-Fi.
«Для внутреннего туризма проблема – транспорт. Мы до конца года планируем запустить двухэтажные туристические автобусы. По этой теме работаем с СПК «Turkistan». До обеда на них можно будет посмотреть достопримечательности Туркестана, а после обеда – другие объекты. К тому же мы хотели подключить СПК, чтобы они купили в лизинг. А туркомпании взяли бы у них, поставив в залог автобусы. Платили бы примерно 10 лет. Но пока нет туроператоров, которые бы изъявили желание это сделать», – говорит Жасулан Тулебеков.
Покупать транспорт – это кабала на долгие годы, заявляют туроператоры. А брать старый – значит разоряться на покупку запчастей и ремонт. Почти 50% от стоимости любой поездки уходит на транспортные расходы. Покупать самому автобус – невыгодно, поэтому почти все берут его в аренду.
«Я знаю, что в Румынии «Мерседес Спринтер» 2018 года можно купить за $50 тыс. Где я возьму такие деньги? Кто мне даст кредит? Кто меня проспонсирует? Никто. Поэтому я вынужден идти к чужому дядьке и работать с ним. Если будут какие-то субсидии со стороны государства, льготное кредитование для приобретения собственного транспорта, то это было бы чудесно. Есть предложение, чтобы государство закупило определенный парк автобусный, а туристические компании пользовались с 50%-ными скидками, а остальное покрывало государство. Разнообразные схемы выстраиваются, но по факту пока сам бизнес не зашевелится, пока сам бизнес не начнет инвестировать в развитие туризма, ничего этого не будет. Люди, у кого есть деньги, предпочитают вкладывать их в строительство зон отдыха и гостевые дома, а не в создание туристической компании, у которой бы был не только автобусный парк, но и свои джипы, катера, квадроциклы», – говорит директор туристической компании «Экспедиция Юг» Ринат Хамидуллин.
Перед туризмом в регионе стоит еще одна проблема – кадровый голод. Гидов, таких как Ержигит Джумадилов, которые могут провести экскурсию на русском и государственном языках, можно пересчитать по пальцам одной руки. Впрочем, мало даже профессиональных гидов, которые могут заинтересовать и увлечь туриста хотя бы на одном языке. О трехъязычных гидах в регионе пока мечтают. На весь регион, рассказывает Ринат Хамидуллин, есть только два человек, которые качественно работают на русском и английском языках.
«Гидов у нас пытались учить. Но отучиться и получить сертификат – это одно. Гид должен уметь быстро решать возникающие вопросы и проблемы. Нужно уметь договариваться, ведь люди приезжают разные, и под каждого нужно подстроиться, каждому угодить. Если ты сделаешь что-то не так, то молва пойдет быстро и репутация пойдет моментально, и пострадает не только он, но и вся туристическая отрасль», – говорит Ринат Хамидуллин.
Проблемы развития туризма в регионе обсуждаются периодически на уровне областного акимата. Правда, многие гиды понимают, что всецело надеяться только на государственную поддержку не стоит. Хорошо, если будут нулевой транспортный налог или субсидии. Чаще же туристический бизнес должен заботиться о себе сам: учить гидов, продумывать логистику. В туризме, говорят специалисты, очень хорошо понимаешь смысл фразы «На государство надейся, но сам не плошай».