В центре внимания:

Как бизнес-модель Uber и Indriver использовать в экопроектах

Как бизнес-модель Uber и Indriver использовать в экопроектах

«Год назад мой брат Актан Тумышев уехал в Лос-Анджелес на учебу по программе «Болашак». Вернувшись, он увидел обратную сторону жизни в этом городе, которую не показывают в кино – это мусор. Оттуда и появилась идея создания приложения Mobile Recycling System. Ведь в Казахстане также существует проблема переработки отходов», – начинает свой рассказ сооснователь проекта Макпал Тумышева. Приложение решает проблему переработки и сортировки вторсырья и выступает в роли посредника между коллекторами, компаниями, перерабатывающими мусор, и теми, кто его собирает.

Макпал рассказывает, что даже в Калифорнии, одном из самых продвинутых и богатых американских штатов, все еще не решена проблема с мусором.

«Власти тратят на это много усилий и средств. В штате принята программа однопоточного сбора определенного вида вторсырья у населения. Мусорные компании собирают и вывозят вторсырье отдельно, в дальнейшем оно сортируется, затем экспортируется либо перерабатывается. Департамент Ресайклинга штата Калифорния предоставляет множество грантов и кредитов для бизнеса, занятого в сфере сбора и переработки вторсырья. Теоретически весь мусор – это вторсырье, которое можно переработать», – объясняет Макпал.

По словам собеседницы, проблема кроется в людях, которые слишком заняты, чтобы сортировать отходы и отвозить их в специализированные пункты приема. Это актуально для большинства стран мира, в том числе и для Казахстана.

Идея создания приложения формировалась достаточно долго. Оно должно решить главную проблему – загрязненность вторсырья, которая образуется в процессе его сбора и транспортировки. Это приводит к дополнительным затратам по его утилизации и к невозможности сортировки и переработки. Специалисты в сфере переработки вторсырья утверждают, что его сбор – один из важнейших этапов для дальнейшей утилизации. Поэтому правильная переработка должна начинаться с источника образования вторсырья. Нащупав проблему, Актан занялся поиском ее решения.

«В своем приложении мы использовали бизнес-модель Uber и Indriver, то есть выступаем в роли посредников. Платформа создана для бизнеса, который собирает вторсырье для дальнейшей переработки или перепродажи его переработчикам. Понимание того, что эту бизнес-модель можно использовать для решения проблемы сбора вторсырья пришло после прочтения поста Багдата Мусинао дисруптивных технологиях. Именно он стал ее популяризатором, – вспоминает собеседница. – Термин «уберизация» прочно вошел в нашу жизнь, эта бизнес модель произвела революцию на рынке услуг по перевозке пассажиров».

Создатели приложения ставят перед собой три цели: организовать сортировку мусора (это самый главный этап при переработке вторсырья, который позволит сохранить его чистоту в процессе сбора); вовлечь как можно больше людей в систему мобильного приложения, вознаграждая их за раздельный сбор вторсырья; сделать процесс сбора вторсырья удобным для тех, кто его генерирует, и выгодным для тех, кто его вывозит.

«Система и метод вознаграждения определяются компанией, которая будет вывозить вторсырье. Она может платить за него, либо использовать другие методы вознаграждения: билеты в кино,театр, музей и т.д. Весомым стимулом может стать поддержка государства, интерес которого заключается в благоприятной экологической обстановке в населенных пунктах и создании новых рабочих мест. Все эти меры могут привлечь огромное количество пользователей, особенно подростков и детей», – говорит предпринимательница.

Макпал объясняет, что суть платформы – построить экокультуру в обществе и предотвратить от попадания на полигон огромного количества отходов. Кроме того, отпадет необходимость строительства дорогостоящих мусоросортировочных заводов, появится сырье для новых производств.

Для создания MVP (minimum viable product – минимально жизнеспособный продукт) предприниматели потратили порядка $35 тыс. Деньги собирали вскладчину, используя правила трех F – Family. Friends. Fools. Это самый распространенный способ привлечения первичного капитала у стартапов.

«Как правило, 95% стартапов проваливаются. Мы, конечно, смотрим только вперед, но на этом этапе не можем сказать, насколько будет прибыльным бизнес и какова его рентабельность. Мы нашли компании, занимающиеся макулатурой, и начали ее сбор в Нур-Султане и Алматы. У нас уже есть первая тонна собранноймакулатуры, и самое главное – мы получили шквал вопросов от пользователей приложения. Поэтому мы смотрим в будущее с уверенностью!» – не теряет оптимизма Макпал.

Большая часть затрат в проекте приходится на разработку и развитие платформы. Реклама и привлечение пользователей также стоит немалых денег.

«Например, мы начали сбор макулатуры совместно с ТОО «ЭКО-17», которое перерабатывает макулатуру в эковату, с помощью которой утепляют здания в Нур-Султане. Вознаграждение за сданную макулатуру пользователи могут пожертвовать на благотворительность. Для привлечения пользователей применяется реклама в социальных сетях – как один из самых эффективных методов», – делится она.

Макпалотмечает, что проект требует больших денежных вливаний. Деньги нужны, чтобы продолжить разработку приложения и запустить рекламу, поэтому предприниматели ищут инвесторов.

«На данный момент создан рабочий прототип (MVP). Мы сейчас участвуем в двух бизнес-инкубаторах в Казахстане – это Most и Jastar Business, и одном в Лос-Анджелесе – LACI (Los Angeles CleanTeach Incubator), программа называется CleanTech Open West 2019. Это национальная программа, поддерживающая изобретателей, целью которых является создание новых зеленых технологий. Намерены сделать наше приложение таким же удобным и популярным, как Uber и Indriver и распространить 100% казахстанский продукт по всему миру», – поясняет собеседница.

На вопрос, как обстоят дела с конкуренцией – соосновательница проекта ответила, что ее практически нет. И абсолютного аналога приложения тоже нет.

«Это было удивительно, но запрос в Google не показал ни одного мобильного приложения, предназначенного именно для раздельного сбора вторсырья. App Store и Play Market выдали информацию о приложениях, которые показывают только о расположении стационарных точек приема вторсырья», – делится она.

К слову, в Казахстане есть два подобных приложения – EcoCity и Tazalyk. Кроме того, отчет американской патентной фирмы подтвердил, что платформ, абсолютно аналогичных Mobile Recycling System, не существует.

«Намного позже выяснилось, что есть компании в США, Беларуси и Украине, которые вывозят вторсырье через мобильные приложения. Разница заключается в том, что они пользуются приложением для привлечения пользователей и оказания услуг вывоза вторсырья самостоятельно, в то время как мы предлагаем вывозить вторсырье любому юридическому лицу, имеющему разрешение на такой вид деятельности, при этом не занимаясь его вывозом. Учитывая, что интернет имеет широкое покрытие, мы можем оказывать нашу услугу в любом населенном пункте. Поэтому в сфере мобильных приложений конкурентов в мире пока нет», – добавляет бизнесвумен.

Как бизнес-модель Uber и Indriver использовать в экопроектах

Источник

Читайте также
Поделиться в ВК Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter Расшарить в ЖЖ Поделиться в ММ Поделиться в Одноклассниках

09.07.2019 0:38 | Анна Кошера

Поиск:

Поиск
Лента последних новостей
Альянс02 VK
Альянс02 в Facebook
Альянс02 в Твіттері
Альянс02 в Google+
Все права защищены © 2008-2024 Финансовый вестник
| XML | HTML
Любое копирование материалов с сайта alyans02.ru без указания обратной активной гиперссылки на источник запрещено.