Интеллектуальные бизнес-идеи
За последний год интеллектуальные игры в Астане и Алматы прибрели большую популярность. Растет число людей, которые выбирают этот вид отдыха. Участниками движутазарт, желаниепротестировать интеллект и логику, укрепить командный дух. Корреспондент «Капитал.kz» поинтересовался у организаторов игртонкостями этого дела, насколько оно капиталозатратно и выгодно.
Елена Цой основала проект «DayOff Quiz» совместно с подругой в Астане и Алматы, и первая игра прошла 25 сентября 2018 года в столице. По ее словам, на организацию бизнеса ушло 20 дней и около полумиллиона тенге. Стартовый капитал был невысоким, так как девушки во многих вещах обходились своими силами – запустили сайт, разработали логотип, продумали дизайн-концепцию, составили мастер-план. Большая часть расходов ушла на изготовление полиграфической продукции, рекламу в социальных сетях, покупку домена, подарки участникам. Самая значимая статья расходов – оплата работы персонала непосредственно на игре: ведущему, помощникам, техническому работнику.
Как подчеркнула Елена Цой, они не гонятся за сверхприбылью, проект изначально рассматривался как дополнительный источник дохода. При этом основная прибыль поступает из двух источников: от проведения еженедельных традиционных игр и корпоративных игр организаций по мере возникновения заказов. Чистый доход на сегодня составляет примерно 250 тыс. тенге. Окупаемость игры – 2,5 месяца.
«Я сама участвовала в таких играх, и это показалось мне очень интересным развлечением. В настоящее время популярность таких игр среди населения растет, людям нравится проводить свой досуг интеллектуально и интересно. Особенно, если ты живешь в бешеном ритме мегаполиса. В будний вечер, после работы хочется отдохнуть, но при этом встретиться с друзьями и пообщаться. Этот фактор и подтолкнул нас к реализации нашей идеи, ведь на самом деле – это замечательный вариант проведения вечера», – подчеркнула Елена Цой.
В Казахстане уже есть крупные франшизные игры, многие из которых основаны несколько лет назад, и они развивают свою сеть по всему миру. У каждой игры своя отличительная особенность.
«Наша игра – это авторский проект.Основная концепция нашего проекта – сделать игры не только местом, куда люди приходят играть своей компанией, но и где они могут между собой пообщаться и познакомится с новыми людьми», – говорит Елена Цой.
Ближе к лету планируется запустить второй проект. Он будет значительно отличаться от ныне действующего, но будет не менее интересным, в целях создания хорошей площадки для интеллектуальной молодежи, анонсировала она.
По данным Елены Цой, их игры проходят раз в неделю, и на сегодня более 100 команд в совокупности приняли участие в игре, среднее количество участников составляет 100 человек. Иногда дополнительно к традиционной игре проводятся тематические игры на абсолютно разные темы, в зависимости от запросов аудитории.
«Почему франшиза проще? Когда ты ее покупаешь – у тебя есть четкая концепция, понимание, план. Наша же игра держится на нашей интуиции. В настоящее время мы намерены реализовывать франшизы своих игр в регионах. Наша цель, чтобы игра стала популярной. Мы хотим развиться по всему Казахстану. У нас есть свое коммерческое предложение и бизнес-план, и в настоящий момент уже ведутся переговоры по 2 городам. Стоимость нашей франшизы составляет 300 тыс. тенге, и она намного ниже, чем та сумма, которая была потрачена нами при запуске проекта. За эту сумму мы предоставляем пакеты вопросов, необходимую атрибутику, отдельную страницу на сайте для регистрации участников, план по PR-рекламе и, естественно, помогаем и консультируем. Еще огромный плюс – мы предоставляем каникулы по роялти на 5 игр. То есть покупателям необходимо решить вопрос только с местом проведения игр и ведением страницы в Instagram», – заявила бизнесвумен.
По мнению Елены Цой, с организацией игры в регионах могут справиться 1 или 2 человека. Окупаемость проекта составляет примерно 1-1,5 месяца, то есть за 5 игр вложения могут спокойно окупиться.
Как считает Елена Цой, рынок интеллектуальных игр в Астане и Алматы уже заполнен, и сейчас каждому новому игроку все тяжелее и тяжелее заходить на эту площадку с учетом наличия достаточного количества конкурентов.
«Сегодня надо развивать игры в регионах, потому что нет такой высокой конкуренции, либо создавать новый формат интересных интеллектуальных мероприятий», – констатирует она.
При организации игр финансовые риски практически отсутствуют, лишь в случае форс-мажора могут возникнуть репутационные риски. Как уточняет Елена Цой, сложности вызывают поиски помещения для проведения игры. При поиске помещения присутствуют свои критерии, это должно быть просторное помещение с наличием аудио- и видеоаппаратуры и достаточной видимостью телевизоров для участников.
«Мы договариваемся с заведениями на взаимовыгодных условиях, то есть мы обеспечиваем заведение клиентами в будний вечер, при этом они предоставляют нам возможность проведения своих игр у себя. С ростом популярности некоторые заведения сами напрямую приглашают нас к сотрудничеству. Мы стараемся проводить классические игры в одном месте постоянно, так как это привычно для участников, а для нас, как для организаторов, это стабильность и удобство, ведь ты понимаешь, что все оборудование проверено и функционирует», – пояснила Елена Цой.
Данила Маглицов и его супруга Анна Повзнер – основатели игры «Квизплиз» по российской франшизе в Астане. Для семейной пары игра на данный момент–это основной доход. Данила является магистрантом Новосибирского государственного университета. В предоставляемом в рамках франшизы пакете услуг: необходимая атрибутика, вопросы. При этом бизнесмен не стал раскрывать суммы франшизы, отметив лишь, что для городов-миллионников и регионов разная сетка. Также с каждой игры Данила уплачивает роялти в размере 15%. В среднем ежемесячный общий доход Данилы и его супруги составляет 250 тыс. тенге.
Первую игру супруги провели в декабре 2017 года. По словам Данилы, на начальном этапе игра проводилась один раз в неделю, затем – дважды на площадке одного из столичных заведений. Стоимость участия в игре с человека составляет 2 тыс. тенге. При этом цена возрастает до 3 тыс. с человека при условии, что игра тематическая, так как там предоставляется большее количество призов и над ней работает большее количество человек.
Как отмечает Данила, идея создания этого проекта зародилась очень просто. Один из его знакомых купил франшизу «Квизплиз» в Новосибирске. Данила первое время работал у него, а потом задумался, почему бы самому не организовать подобную игру, но уже в Астане.
«Я подумал, вКазахстане такого развлечения еще нет. Сам я из Павлодара. Игра была бы интересна для людей с высоким интеллектом, Почему бы не попробовать?» – говорит он.
На создание проекта ушло около месяца. Данила занимался поиском ведущих, площадок, спонсоров. Основные статьи расходов – реклама (100-200 тыс. тенге в месяц) и зарплата сотрудников. Ежемесячно затраты составляют 500-600 тыс. тенге.
«Все зависит от того, сколько игр мы проводим. Буквально с прошлого месяца мы начали играть по средам и воскресеньям. Плюс еще есть тематические игры, которые идут вне графика, корпоративы и т. д. В среднем, от 60 тыс. до 120 тыс. затраты на одну игру. В нее входят все зарплаты, реквизиты, роялти», – поясняет он.
Затраты на проект окупились через полгода. «Сейчас, грубо говоря, мы уже зарабатываем. Первые корпоративы мы стали брать только ближе к концу 2018 года. Корпоративы бывают 1 раз в месяц», – поделился он.
В планах Данилы найти еще один бар, чтобы проводить две игры параллельно.
«У нас есть такое понятие как битва баров, когда одновременно играем в двух местах в городе, и команды одновременно соревнуются между собой. Это чисто внутри «Квизплиза», смотрим, кто выиграл, проиграл. Из планов еще сделать больше игр в неделю, не 2 игры, а увеличить количество игр до 3,4, 5 и т. д. Например, Москва играет 14 игр в неделю. Есть к чему стремиться», – рассказал предприниматель.