Иллюзия правильности, или как выбрать акцию
Для того чтобы человек был уверен в сделанном выборе, ему не нужно иметь логическое обоснование. Уверенность – это ощущение; для его появления достаточно, чтобы не было противоречий. Если интуитивной системе мышления дать достаточно простую информацию, которую она сможет организовать в связанную историю, то у человека будет уверенность в выводе, который он сделает на базе этой истории.
Другие словами, если человек говорит вам, что он уверен в чем-то, это вовсе не значит, что это утверждение верно – просто история, которую он создал в своем сознании, выглядит цельной и непротиворечивой.
Розничные инвесторы и профессиональные управляющие
Профессор Терри Одеан исследовал записи одной брокерской компании по сделкам около 10 тысяч ее клиентов за 7 лет. Для начала он сравнил, что происходило с теми акциями, которые клиенты этой брокерской фирмы продавали, и с теми, которые они покупали, на горизонте в один год. Оказалось, что в среднем проданные акции вели себя лучше купленных – то есть, клиенты фирмы вели себя неправильно: пытаясь увеличить доходность, своими действиями они ее уменьшали.
Интересно, что самые худшие результаты получали те, кто торговал чаще. При этом результаты женщин оказывались лучше результатов мужчин как раз из-за того, что женщины реже меняли состав портфелей.
Но такая ошибочность в решениях присуща не только неопытным розничным инвесторам – исследования показывают, что управляющих ПИФов тоже трудно назвать примером для подражания. Каждый год приблизительно две трети ПИФов показывают результат хуже рынка.
Иллюзия о собственных навыках и способностях
Почему же, несмотря на такую статистику, люди продолжают верить в свою способность выбирать «перспективные» акции?
Причина в том, что трейдеры считают себя достаточно тренированными, или получившими специальное образование, или добившихся успеха в другой деле. По сути, интуитивная система заменяет сложный вопрос, который человек спрашивает себя, на более простой – вместо «Могу ли я хорошо выбирать акции?» интуиция отвечает на вопрос «Есть ли у меня финансовое образование?», или «Успешен ли я в бизнесе?», или «Приняли меня на работу в один из крупнейших инвестиционных банков?».
Получив ответ «да» на этот простой для понимания интуиции вопрос, человек воспринимает его как подтверждение того, что и с выбором перспективных для вложения акций он справится.
А можно ли вообще развить навыки выбора акций?
Многочисленные исследования портфельных управляющих, аналитиков ЦРУ, практикующих психиатров и других экспертов показывают, что в большинстве случаев их прогнозы никуда не годятся.
Проблема не в том, что им не хватает ума – просто мир, который они пытаются предсказать, слишком сложный. Второй момент – это отсутствие однозначной моментальной обратной связи. В мире финансов навык по выбору акций плохо вырабатывается именно потому, что обратная связь (рост или падение акций) приходит с запозданием, особенно если речь идет о среднесрочной или долгосрочной торговле – внутридневные трейдеры в этом случае имеют сильное преимущество в смысле скорости развития интуиции.
И уж точно не стоит надеяться на то, что интуиция появится в первый же день на бирже. Скорее всего, на создание правильное интуитивного ощущения уйдет несколько лет.
P.S. Кстати, в некоторых областях правильный выбор совершать намного легче — когда количество параметров хоть и большое, но ограниченное, и ситуация полностью определяется этими параметрами. Причем «ограничено» даже не в математическом смысле, а именно в общечеловеческом. Тогда можно просто составить таблицу и сравнить разные варианты, типа условия автокредита от разных банков. Но когда речь идет о недетерминированной ситуации с множеством параметров (т.е. выбор акций), подобная табличка будет уже не очень эффективна.