Досым Сатпаев: Кроме правительства есть такое явление, как бюрократический аппарат
По мнению политолога Досыма Сатпаева, в последние десятилетия правительство никогда не работало единой командой, постоянно переживая межведомственную конкуренцию, где каждый тянул одеяло на себя. При этом любой новый премьер-министр окажется в такой же ловушке, что и его предшественники.
- На ваш взгляд, с чем всё-таки связано столь неожиданное решение президента?
- За последний год в обществе начали назревать очень мощные социальные настроения. Это реакция на общественные негодования, которые мы видели по отношению к отдельным членам правительства. Последней каплей был пожар в Астане и гибель пяти девочек. В итоге многие казахстанцы, которые традиционно считались аполитичными, стали высказывать очень жесткую критику по отношению к разным госструктурам, обвиняя их в неэффективности и нежелании менять жизнь к лучшему. Видя, что этот протестный вал нарастает, президент поступил, как поступает обычно. Взял и перевел стрелки на нерадивых чиновников. В итоге это напоминает мне день сурка, поскольку с такими же претензиями уходили в отставку и другие премьер-министры.
- По вашему мнению, это не более чем политтехнология?
- Во многом это связано с чисто рекламными вещами для того, чтобы была сохранена репутация президента. Пойдет большая волна. Провластные эксперты и блогеры будут активно подавать новость о том, что президент держит руку на пульсе времени и внимательно следит и контролирует, как работают чиновники. Однако самый интересный диссонанс в том, что относительно недавно президент публично заявлял о том, что у него больших претензий к правительству нет!
- Тем не менее, возможно ли предположить появление каких-то новых лиц в новой команде кабмина?
- Кто бы ни пришел в правительство, это будут не случайные люди, не новички. Это будут люди, которые долгое время работали в этой же системе. Более того, многие из них участвовали в реализации госпрограмм, о которых говорил президент. При этом даже если кабмин обновится на 70%, новички будут не лучше их предшественников. Опять же памятуя о тех молодых управленцах, которые были назначены в надежде что-то изменить. Можно сделать вывод, что они оказались кандидатами разочарования, а не надежды. Тот же арест Куандыка Бишимбаева (экс-министр национальной экономики) говорит о многом, а также непонятная ситуация с Мадиной Абылкасымоевой (b.о. министра труда и социальной защиты населения).
- При этом многие из них учились по программе «Болашак», на которую в государстве делают большую ставку…
- Изначально в верхах полагали, что выпускники «Болашака» помогут влить свежую кровь в экономику и сферу госуправления. Но мы не видим никакой свежей крови. Возникает ощущение, что если это кровь и заливается как молодое вино, то заливается в старые меха, где оно тут же прокисает. В итоге так называемое появление «new generation» молодых министров в правительстве не меняет саму систему, а напротив делает ее более циничной с расчетом на то, что их время придет. Сегодня основная часть этого молодняка, которая делает карьеру внутри госаппарата и занимает серьезные посты, ждет момента транзита власти.
- То есть?
- Молодые прекрасно понимают, что сейчас время играет против старой гвардии президента. Многие ее представители уже отошли. Тот же Нуртай Абыкаев (экс-глава КНБ) или Адильбек Джаксыбеков (экс-руководитель Администрации) уже вне игры. В то же время они видят, что конкуренция среди них тоже крепко нарастает, среди молодых - амбициозные волки с большим аппетитом. Поэтому я думаю, что мы еще будем наблюдать эту схватку за позиции и влияние между нынешними «new generation» управленцами и она будет круче старой гвардии.
- Не кажется ли вам, что решение президента об отставке правительства было спонтанным, учитывая, что ранее сменили глав МВД и МИД?
- Действительно это странный момент, какой был смысл проводить кадровую перестановку в том же МВД, когда это можно было сделать в ходе отставки всего правительства? Такое ощущение, что в верхах борются разные группировки, каждая из которых предлагает президенту разные варианты, и нет никакой согласованности. В итоге возникает какой-то кадровый сумбур.
- Можно ли ожидать смены руководства столичного акимата, которое более всего подвязано с кабмином и администрацией президента?
- Я думаю, что после отставки правительства нельзя исключать перестановок на уровне региональных властей. Поскольку сразу возникает вопрос, куда поставить тех, кто ушел с правительства, какие места им найти. Естественно, что кто не уйдет руководить областями, возможно, найдет себя в нацкомпаниях.
- На ваш взгляд, кто именно сегодня способен возглавить новый кабмин?
- Дело в том, что после отставки Акежана Кажегельдина все остальные премьеры были чисто техническими фигурами без определенных политических амбиций. И само правительство превратилось в чисто технический орган, который реализует уже ранее принятые программы, иногда внося туда какие-то коррективы. В итоге кто бы ни стал новым премьер-министром или не занял пост министра экономики, ему придется выполнять старую программу.
- Ситуация кажется совершенно безвыходной. Нет ли людей, способных что-то изменить?
- Эти самые люди будут действовать в фарватере уже установленных экономическим программ. Но вся проблема в том, что даже если гипотетически представить, что правительство вдруг будет сформировано из очень хороших управленцев, которые захотят что-то поменять, у них ничего не получится! По той причине, что кроме правительства есть такое явление как бюрократический аппарат. Сегодня десятки тысяч казахстанских чиновников на самом деле не хотят ничего менять. Это классический пример конфликта между попыткой некой модернизации сверху и консерватизмом снизу. Министры и акимы меняются, а средний низовой уровень бюрократического аппарата остается в основном один и тот же и он способен пережить кучу любых правительств и премьер-министров.
- Как считаете, может ли Аскар Мамин (временно исполняющий обязанности премьер-министра) стать новым премьером?
- Опять же дело не в личности, а в команде. От него мало что зависит. В последние десятилетия правительство никогда не работало одной командой. Вместо этого каждое министерство тянет одеяло на себя, пытаясь снять с себя как можно больше ответственности, однако надеясь получить как можно больше полномочий. Иначе говоря, кабмин - это структура, состоящая из разных амбициозных фигур, за спинами которых элитные группировки. Это такая банка с пауками, где нет единой командной работы, согласованности, а есть моменты саботажа. В итоге, вне зависимости от того, кто придет новым премьер-министром он окажется в той же самой ловушке, что были до него его предшественники.