Для того чтобы стать банком будущего, важно быть цифровым не только снаружи
Руководство Altyn Bank презентовало результаты реализации своей стратегии, связанной с созданием внутрирозничного направления цифрового банка Altyn-i. Они превзошли самые амбициозные планы, которые формулировались в начале 2016 года во время старта проекта. Одной из таких закладываемых смелых гипотез было достижение 30% порога онлайн-продаж к концу 2018 года. В реальности этот уровень уже сейчас составляет в банке 80%. По итогам 2016 года у цифрового банка было менее 9 тысяч клиентов, теперь уровень в 50 тысяч пользователей будет достигнут уже в мае 2018-го, и каждый день у банка появляются более 300 новых клиентов. Председатель правления Altyn Bank Аскар Смагулов подчеркивает, что абсолютно неправильно видеть в качестве главного драйвера произошедших изменений исключительно технологические факторы. На самом деле гораздо важнее изменение корпоративной культуры и бизнес-процессов. Важным условием является минимизация участия сотрудников в кредитных решениях, принимаемых цифровым банком. Человеческий фактор уже не присутствует в выдаче Altyn-i беззалоговых кредитов и кредитных карт. Не менее важным фактором стало также создание единой команды IT — специалистов, продажников, проектных менеджеров, маркетологов, работающих по принципу Agile. Важным критерием работы объединенной команды стала ориентация на финансовый результат и показатели продаж, а не на количество ИТ-доработок и каких-либо технологических решений. Altyn-i остается едва ли не единственным рентабельным цифровым банком на постсоветском пространстве. Что касается казахстанского рынка, то спикер не видит каких-либо полных аналогий, поскольку «можно быть цифровым банком снаружи и доставлять платежные карточки с курьерами, но это ничто, если не автоматизируются бизнес-процессы». Команда цифрового банка сама распоряжается своим бюджетом, оценивая необходимость и экономический эффект от внедрения тех или иных технологических новшеств. Крайне важно, что удается избежать негативного эффекта влияния стоящего за спиной высокодоходного банка, который может оплачивать процесс и неэффективных инноваций. Чистая прибыль Altyn Bank за первый квартал составила 2,5 миллиарда тенге, за 2017 год — 9,3 миллиарда тенге по сравнению с 1,7 миллиардами в 2014 году.
Нужен ли офлайн и какой?
Комментируя для делового еженедельника «Капитал.kz» то, при каком уровне проникновения цифровизации для банка станет актуальной задача оптимизации сети своих офлайновых отделений, председатель правления отметил, что с 1 мая 2018 года введен тариф за их использование для кассовых операций. Он выглядит щадящим — 300 тенге в месяц, или 3600 тенге в год. Пока рано говорить о результатах, но на еженедельных планерках в банке обсуждается, сколько клиентов цифрового банка хотят пользоваться отделениями и готовы платить комиссию за снятие и пополнение наличных с помощью кассира банка. Как только придет такое понимание, банк определится со своими дальнейшими шагами. Если отделения предпочтут не более 10−15% клиентов, то вместо одной большой точки можно сделать три маленьких. Он вспомнил, что раньше одно из отделений банка находилось «здесь, в ТЦ „Есентай“, и оно стоило нам почти миллион долларов в год. Ни один цифровой и даже традиционный банк не может себе позволить такие расходы. Мы также сильно ждем результатов эксперимента, нам самим очень интересно посмотреть на них, когда это произойдет».
Будущее — в персонализации
Дальнейшее развитие цифровой продуктовой линейки связано, прежде всего, с персонализацией пакетов предложений под определенных клиентов. Пока, по словам г-на Смагулова, это происходит в полуавтоматическом режиме, и задача здесь также состоит в полной цифровизации. По оценкам начальника управления маркетинга банка Александра Дягтерева, то, какие продукты могут быть особенно востребованы тем или иным клиентом, определяется достаточно быстро и почти безошибочно, будь то переводы, платежи, кредиты или депозиты. Сверхзадачей для дальнейшего развития является превращение в финансовый модуль для потребителей, консультирующий и предлагающий оптимальные алгоритмы, например, для оплаты путешествий или наиболее крупных покупок.