В центре внимания:

Для чего снова увеличен дефицит бюджета Казахстана?

Для чего снова увеличен дефицит бюджета Казахстана?

Правительство окончательно сформировало корректировки в макроэкономический прогноз и республиканский бюджет на 2018 год. Как и предполагалось, увеличены ожидаемый темп роста экономики, среднегодовая цена на нефть, а дополнительные средства направляются на реализацию поручений президента.

Так, ВВП страны, по новому прогнозу, должен вырасти на 3,8% - вместо ранее прогнозируемых 3,1%. Заметим, что это ниже прежних ожиданий: по итогам 2017 года рост экономики составил 4%, также существенно превысив ожидания и прогнозы правительства, поэтому были ожидания, что прогноз на 2018 год будет закреплен на уровне не ниже прошлогоднего. Однако финансово-экономический блок правительства, похоже, придерживается привычного консервативного (базового) сценария, предпочитая немного занизить планку ожиданий и вновь внести корректировки уже в четвертом квартале года, «уравняв» прогнозы и реалии.

Значительный рост — сразу на 10 долларов — добавлен в прогноз среднегодовых мировых цен на нефть (с ранее прогнозируемых 45 до 55 долларов за баррель). Поскольку возврата нефти на ценовое дно больше не ждут (как минимум в текущем году), в Казахстане тоже уверенно закладывают более высокую стоимость. Заодно увеличивая и прогноз по добыче нефти — с прежних 86,2 млн тонн до 87 млн тонн.

Прорыва ждут и от промышленности — сразу на 1,2%, до итоговых 3,3% по году. В первую очередь, более высокий рост ожидается в обрабатывающем секторе — до 5,1%, что превышает прошлый прогноз на 2,2%. На какие секторы делается ставка, пока не уточняется, но очевидно, что в их числе — строительство, включая производство строительных материалов, машиностроение, фармацевтика, горная металлургия и нефтепереработка (модернизация действующих НПЗ практически завершена, и по всем прогнозам, они должны практически сразу нарастить объемы производства).

На основе измененного макропрогноза скорректированы и параметры республиканского бюджета. Доходы (без учета трансфертов) в 2018 году ожидаются в объеме 5,7 трлн тенге, что выше ранее утвержденных параметров на 181 млрд тенге. При этом основное увеличение по доходам будет обеспечено поступлениями НДПИ и по экспортной таможенной пошлине на сырую нефть, то есть — за счет сырьевого сектора.

Гарантированный трансферт из Нацфонда сохранен в ранее утвержденном размере (2,6 трлн тенге). При этом правительство не намерено привлекать дополнительные целевые трансферты, сохраняя приверженность объявленной год назад политике сокращения расходов Нацфонда. Активы «государственной копилки» будут пополняться — поступления в Нацфонд по прогнозам вырастут на 546 млрд тенге и к концу 2018 года составят 2,6 трлн тенге. В результате валютные активы Нацфонда на конец года прогнозируются в объеме $58,3 млрд.

Расходы республиканского бюджета прогнозируются в объеме 9,6 трлн тенге с увеличением на 417 млрд тенге. Дополнительные средства распределены таким образом: 292,5 млрд тенге будет направлено на реализацию посланий главы государства «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» и «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции». Это, в частности, повышение заработной платы учителям от 30 до 50% - 61,8 млрд тенге; дальнейшее развитие Назарбаев Университета — 31,7 млрд тенге; новое пособие лицам, осуществляющим уходом за инвалидами — 2,7 млрд тенге.

На развитие реального сектора экономики и территорий предлагается направить 114,9 млрд тенге, из них: на обеспечение питьевой водой сельских населенных пунктов дополнительно будет направлено 30,9 млрд тенге; на подведение инженерно-коммуникационной инфраструктуры к строящимся жилым объектам — 31,5 млрд тенге; на развитие сети местных дорог — 29,2 млрд тенге; на реализацию проекта по запуску пункта пропуска «Нұр Жолы» — 41,8 млрд тенге; на развитие агропромышленного комплекса (субсидирование процентной ставки по кредиту и лизингу) и агронауки — 15,6 млрд тенге.

Отдельным направлением выделены мероприятия по борьбе с киберпреступностью, на которые предлагается направить 71,3 млрд тенге.

На реализацию мероприятий в рамках «Пяти социальных инициатив президента» планируется направить 25,1 млрд тенге по третьей и четвертой инициативам (увеличение государственного образовательного заказа и расширение микрокредитования). На образовательный заказ дополнительно выделяется 5 млрд тенге, что составит 20 тыс. грантов, на микрокредитование — 20,1 млрд тенге.

Также отдельно будут профинансированы мероприятия и проекты по дальнейшему развитию городов Астана (25 млрд тенге) и Алматы (10,7 млрд тенге), обеспечению жильем военнослужащих (18,7 млрд тенге).

При этом правительство увеличивает дефицит бюджета до 883,3 млрд тенге или 1,5%. Ранее дефицит закладывался на уровне 1,1% к ВВП.&nbspПри этом правительство заявляло о намерении сохранять размер дефицита на уровне одного процента — для обеспечения умеренной долговой нагрузки и платежеспособности.

Источник

Читайте также
Поделиться в ВК Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter Расшарить в ЖЖ Поделиться в ММ Поделиться в Одноклассниках

09.04.2018 5:16 | Анна Кошера

Поиск:

Поиск
Лента последних новостей
Альянс02 VK
Альянс02 в Facebook
Альянс02 в Твіттері
Альянс02 в Google+
Все права защищены © 2008-2024 Финансовый вестник
| XML | HTML
Любое копирование материалов с сайта alyans02.ru без указания обратной активной гиперссылки на источник запрещено.