В центре внимания:

Действительно ли в Казахстане работают think-tank-центры?

Действительно ли в Казахстане работают think-tank-центры?

Головной болью бизнесменов при реализации проектов ГЧП является привлечение заемного финансирования, так как банкам надо предоставить ликвидное залоговое обеспечение. Не все бизнесмены могут удовлетворить требования казахстанских банков в части обеспечения кредитов собственным имуществом, а в большинстве случаев сам объект государственно-частного партнерства переходит в госсобственность и не подлежит передаче в залог.

Казахстанский центр государственно-частного партнерства совместно с государственными органами провел очередной этап исследований для решения вопроса финансирования проектов ГЧП. Результаты этой работы нашли отражение в недавних поправках в законопроекты, и договоры ГЧП теперь могут использовать в качестве залога.

Как действуют современные мозговые центры

Think-tank-центры, или «фабрики мысли», играют возрастающую роль в разработке и продвижении необходимых решений по самым актуальным проблемам управления, тем более в условиях многоплановых изменений, происходящих быстрее, чем обратная реакция государства, общества и бизнеса. Think-tank-центры – одно из звеньев в системе принятия решений в государстве и воплощают соединение организованной в корпорацию силы интеллекта с силой и глобальным охватом государства.

В целом термин «фабрика мысли» берет начало из практики привлечения мозговыми центрами ученых и экспертов к изучению законодательства и оценке возможных последствий реализации того или иного специфического общественно-политического решения через продвижение идей в проектной форме. Эта идея может быть воспринята публичной политикой и интегрирована в социальную практику.

Идеи, продвигаемые think-tank-центрами, лучше отвечают на вызовы времени, нежели решения госорганов, сваливающие свои решения на бюрократический аппарат.

Самый сложный вопрос

Как известно, проекты государственно-частного партнерства – крупные инфраструктурные проекты, требующие значительных капиталовложений. В мировой практике большинство проектов реализуются с привлечением заемного капитала и применения принципов проектного финансирования. Но, внедрив регуляторный вычет, Национальный банк ввел понятие «нетвердых» залогов, в перечень которых были включены денежные средства, поступающие в будущем по проектам. Таким образом, при кредитовании под залог денег, поступающих в будущем, банки вынуждены увеличивать нагрузку на капитал.

В результате акцент сделан на залоги в виде недвижимости, что привело к ломбардному подходу в кредитовании. Банки дестимулированы финансировать на принципах проектного финансирования проекты ГЧП независимо от их финансовой привлекательности.

Исходя из текущего подхода банков, потенциальные частные партнеры не всегда располагают достаточным имуществом в виде «твердого» залога, удовлетворяющего требования банков. Соответственно, затруднено привлечение заемного капитала для реализации проектов ГЧП.

В свою очередь большинство казахстанских банков имеют проблемы с ликвидностью и финансовой устойчивостью, одной из причин которых является наличие большой базы непрофильных активов (проблемных залогов), приобретенных по завышенной стоимости, что прямо влияет на качество активов банка и дополнительно заставляет банки заниматься несвойственными для себя функциями: управлять непрофильными активами, нести расходы по их содержанию и т.д.

Решение think-tank-центра ГЧП

Процесс разработки решения начался с поиска проблемы, мешающей развитию адекватного государственно-частного партнерства не только с точки зрения предпринимателя, но и банков, кредитующих проекты ГЧП, и тех же государственных органов, выступающих основным заказчиком в договорах государственно-частного партнерства, с применением технологии дизайн-мышления, чтобы быть уверенными, что вашу проблему стоит вообще решать.

Проблемой было не то, что банки не могли принимать договоры государственно-частного партнерства в качестве обеспечения. Проблемой было то, они вынуждены формировать под такие займы, обеспеченные только будущими поступлениями, 100% провизии, что влияет на ликвидность и финансовые показатели банка в целом, а также повышает риск невозврата таких займов.

В связи с этим на основе проведенного исследования была найдена проблема, которую стоит решать, и работа, которую необходимо было сделать: создать такой договор государственно-частного партнерства, который действительно предоставляет механизм гарантированного возврата вложенных заемных средств банку-кредитору, что и было отражено в недавно подписанном главой государства законопроекте.

Проектное финансирование вместо ломбардного

Работа, проделанная в рамках данного законопроекта, нацелена не только на решение указанной проблемы, но и является мультицелевой. То есть целью проекта является не только решение проблем с обеспечением по займам, но и оживление кровеносной системы отечественной экономики: банков – путем закладки фундамента проектного финансирования (отхода от ломбардного кредитования), дальнейшее развитие государственно-частного партнерства, а также начало работ Нацбанком по признанию выплат в рамках и других договоров с надежными заказчиками (группа компаний «Самрук-Казына», недропользователи и т.д.) в качестве ликвидного обеспечения.

Опираясь на вышесказанное, можно сказать, что центр сейчас не только «фабрика мысли», но и «фабрика дел», не только производит идеи, но и заставляет эти идеи работать как на республиканском, так и на местном уровнях.

Автор: Талгат Турсынбаев, аналитик Казахстанского центра ГЧП

Источник

Читайте также
Поделиться в ВК Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter Расшарить в ЖЖ Поделиться в ММ Поделиться в Одноклассниках

19.06.2019 6:33 | Анна Кошера

Поиск:

Поиск
Лента последних новостей
Альянс02 VK
Альянс02 в Facebook
Альянс02 в Твіттері
Альянс02 в Google+
Все права защищены © 2008-2024 Финансовый вестник
| XML | HTML
Любое копирование материалов с сайта alyans02.ru без указания обратной активной гиперссылки на источник запрещено.