Что происходит с комиссиями по операциям через POS-терминалы?
Средний размер комиссии банков при обслуживании карточных платежей через POS-терминал для коммерсантов на сегодняшний день составляет 2,4%. При этом для отдельных категорий платежей банки предлагают комиссию не более 1%. Об этом корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz сообщали в Ассоциации финансистов Казахстане (АФК).
По данным Центра по развитию инноваций и финансовых технологий АФК, в настоящее время комиссия банков по приёму платежей через POS-терминалы по массовому сегменту карт достаточно дифференцирована и находится в диапазоне от 1% до 3%.
На размер комиссии для коммерсанта влияет большое количество факторов. Наиболее важным из них является, так называемый, interchange. При отсутствии interchange, когда POS-терминал коммерсанта и платёжная карта покупателя обслуживаются одним банком, размер конечной комиссии для коммерсанта может быть в пределах 1−2%. Размер interchange регулируется платёжной системой, выпустившей карту (Visa, MasterCard, UnionPay International, American Express и т. д.). Сами платёжные системы зарабатывают на этом лишь небольшой процент, около 0,15% от суммы транзакции.
«По мере увеличения объемов безналичных платежей с использованием карточек, а также учитывая обострившуюся конкуренцию на данном рынке, размер комиссии регулярно пересматривается банками в сторону снижения. За последние 5 лет комиссии для коммерсантов значительно уменьшились», — говорит Константин Пак, директор Центра по развитию инноваций и финансовых технологий АФК.
Также выделен ряд категорий коммерсантов и услуг, в которых маржинальность находится на достаточно низком уровне, которым предоставляются льготные условия приёма платежей, а именно: государственные услуги, коммунальные платежи, транспорт, продажа авто и ГСМ, продуктовые магазины, общественное питание.
Кроме того, в феврале 2018 года была запущена программа приёма платежей с помощью QR-кодов с использованием технологии mVisa с комиссией 0−1%.
В АФК рассказали о перспективах банковского сектора
«Банковским сообществом совместно с регулятором проводится большая работа по популяризации безналичных платежей, которой также способствует реализация программы „Цифровой Казахстан“. Если раньше коммерсанты мотивировали своё нежелание принимать к оплате карты недоступностью POS-терминалов и высокими банковскими комиссиями, то теперь такие жалобы становятся менее актуальными», — пояснил Пак.
Комиссии стимулируют банки запускать новые карточные продукты и сервисы для своих клиентов. В то же время из комиссий банками держателям карт предоставляются бонусные программы, кэшбэк и другие привилегии, мотивирующие использовать карты для безналичных платежей.
«Устанавливаемые банками на сегодняшний день комиссии все больше приближаются к себестоимости обслуживания. Так средний размер комиссии в США сегодня находится в диапазоне 1−3%, при значительно больших объёмах и более высоком среднем чеке платежей. Политика стимулирования казахстанскими банками держателей карт кэшбэками дала свои результаты — они начинают меньше обналичивать деньги в банкоматах и чаще платить картами», — говорит эксперт.
В марте 2018 года объём безналичных платежей по картам составил 359 млрд тенге, а в марте 2017 года — 156 млрд тенге, увеличившись за год на 130%. Если в марте 2017 года было совершено 13,6 млн безналичных операций, то в марте 2018 уже 31,6 млн операций, увеличившись на 132%. Так, в марте 2017 года соотношение суммы безналичных платежей к снятию в банкомате было 15,8% против 84,2%, то в марте 2018 года это соотношение составило 26,2% к 73,8%.
В тоже время можно отметить значительный рост количества POS-терминалов со 114 тыс. до 131 тыс. устройств в марте 2017 к марту 2018 года, а также незначительную тенденцию по снижению количества банкоматов 9 678 к 9 641 штук. Эти данные свидетельствуют об изменении потребительского поведения и снижению интереса населения к операциям с наличными деньгами.
Таким образом, в Казахстане сложилась благоприятная ситуация, как с точки зрения выбранного пути по стимулированию держателей платёжных карт, так и с банковской комиссией, позволяющих эффективно наращивать долю безналичных платежей в экономике.
Комиссия interchange делает сферу платежей и эквайринга более конкурентоспособной, так как банки имеют возможность предлагать дополнительные стимулы держателям карт.