Что изменится в системе казахстанского образования?
О том, какие нововведения грядут в системе казахстанского образования, накануне учебного года на пресс-конференции рассказал министр образования и науки Ерлан Сагадиев, сообщает primeminister.kz.
В начале своего выступления министр напомнил, что главой государства поставлена задача — до 2020 года достичь 100%-го охвата детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием, в том числе путем привлечения частного сектора. Как отметил Ерлан Сагадиев, в системе дошкольного образования главным критерием является развитие государственно-частного партнерства. На сегодня больше всего ГЧП развито именно в сфере дошкольного образования. Доля частных детских садов в Казахстане на сегодняшний день превышает 30%. Охват детей дошкольным обучением от 3 до 6 лет в новом учебном году составляет 93%.
Продолжается работа по внедрению обновленного содержания среднего образования. В новом учебном году к ней приступают 3, 6, 8 классы, также началась апробация государственного общеобязательного стандарта образования (ГОСО) и учебников 4, 9, 10 классов. Как известно, переход на обновленное содержание — это абсолютно новые программы, учебники, стандарты и кадры. По информации МОН РК, на сегодняшний день учебники с обновленным содержанием готовы и 99,4% уже доставлены в школы Казахстана. Ежедневно проводится мониторинг по доставке и отгрузке учебников из издательств. По словам руководства МОН РК, ведомство следит не только за фактом доставки в тот или иной регион, но и до каждой школы.
Отмена «заочки»: плюсы и минусы для вузов и студентов
Законодательные меры по совершенствованию регулирования обеспечения учебниками:
Первое — экспертиза. Если раньше ее проводили один раз, теперь предметники будут проводить ее дважды.
Второе — в этом году на учебниках появились QR-коды, с их помощью учебники можно будет скачать на планшет или мобильное устройство.
Третье — в этом году узаконили вопрос социального восприятия, т. е. те учебники, которые обычно готовят методологи, ученые, прежде чем их напечатать, отдали специальной комиссии, в числе которой были журналисты, представители гражданского общества, политических партий.
Четвертое — учебники начали заранее публиковать на сайте, а МОН РК в свою очередь — проводить общественную экспертизу. В 2018 году поступило выше 5 тыс. замечаний, и большинство из них были учтены.
По данным МОН РК, начиная с этого учебного года предмет «Информатика» будет изучаться с 3 класса, раньше было с 5 класса. В рамках программы «Цифровой Казахстан» предмет «Информатика» будет внедряться в учебную программу уже с 1−2 классов. Помимо этого, во всех регионах местными исполнительными органами открываются классы робототехники, программирования, 3D-принтинга. На сегодняшний день в 1500 школах страны действуют такие классы. В ближайшее время в регионах планируется открыть ИТ-лицеи. Подобные меры помогут успешно интегрировать молодое поколение в научно-исследовательскую и промышленно-технологическую среду, а также подготовит подрастающих специалистов к особенностям цифровой экономики.
Вместе с тем на сегодняшний день активно продвигается и работа по цифровизации образования. Так, уже переведены на электронный формат новые учебники. Их можно будет загрузить с сайта самих издательств. Такое требование Министерство образования и науки ставит перед всеми издательствами.
В рамках электронного дневника «Кунделик» только в 2017 году было выставлено и оцифровано 450 млн оценок. До конца года планируется интегрировать все имеющиеся информационные базы данных в сфере образования и создать единую платформу, которая позволит МОН РК четко отслеживать все процессы, которые происходят в школах, и узнавать: куда, с какой скоростью и насколько качественно движется система образования.
Касательно внедрения системы подушевого финансирования в городских школах, следует отметить, что данная мера позволит повысить конкуренцию между образовательными учреждениями и привлечь частный капитал.
Как отмечают в МОН РК, с 1 сентября 2018 года подушевое финансирование внедрят в 79 государственных и 8 частных школах Астаны. С сентября 2019 года к этой системе подключатся 192 государственные школы в Алматы, 127 школ в Шымкенте, с января следующего года — все частные школы страны. С сентября 2020 года полномасштабное внедрение подушевого финансирования начнется во всех городских школах республики — это 1535 заведений.
Бакытжан Сагинтаев: Нужно готовить кадры на опережение
Внедрение подушевого финансирования предполагает выделение определенного количества бюджетных средств, исходя из количества учащихся в каждой школе: чем больше контингент учащихся, тем больше объем выделяемых средств. Говоря о преимуществах системы, важно обозначить, что на первый план выйдут дети, их интересы, права в получении качественного гарантированного государством образования. Средний размер подушевого норматива различается: для государственных школ она равняется 224 704 тенге, для школ в организационно-правовой форме ГП на ПХВ и действующих частных школ — 235 527 тенге.
Изменения в новом учебном году также коснутся университетов и колледжей страны. Если в прошлые 2−3 года было уделено основное внимание среднему образованию как наиболее крупному, являющемуся платформой образования вообще и требующему на тот момент кардинальных решений, то этот год в самом Министерстве образования и науки определили как год масштабного повышения ответственности перед населением за качество подготовки тех, кто выпускает специалистов на рынок труда.
По поручению Главы государства в рамках проекта «Бесплатное профессиональное техническое образование для всех» доля студентов, обучающихся по госзаказу, была увеличена до 54%. Это позволило обучить граждан востребованным специальностям, а как следствие — повысить уровень трудоустройства.
В продолжение развития социальной среды в Казахстане, глава государства пошел на беспрецедентное увеличение образовательных грантов: на 10 тыс. в прошлом году, и еще на 20 тыс. в этом. Поэтому ответственность ВУЗов за качество — стало задачей № 1. Как МОН РК планируют ее решать? Первое, на базе рейтинга, основанного на занятости выпускников, министерство начнет принимать меры по отзыву лицензий у ВУЗов по специальностям, где идет низкое трудоустройство. 17 лицензий в этом году уже отозвано. Работа будет усилена. Это приведет к профилизации вузов по основным направлениям. Там, где диплом не дает хорошей востребованности, преподавать не имеет смысла. Как следствие, повысится процент трудоустройства выпускников.