Чем похожи казахстанцы и сицилийцы
Экспериментальный джазовый квартет Gabriele Buonasorte 4tet дал единственный концерт в Актобе. Квартет под управлением виртуозного джазиста и композитора из солнечной Сицилии Габриэле Буонасорте вместе с приглашенным всемирно известным кларнетистом Муаро Негри представил актюбинским любителям джаза альбом 2012 года Forward.
Организаторы концерта — актюбинская сторона при активном участии посольства Италии в Казахстане. Вообще, свой альбом маэстро Буонасорти планировал представить на суд актюбинской публики два года назад, 5 июня. Но известные трагические события, произошедшие тогда в Актобе, внесли свои коррективы в гастрольный тур джазового квартета. Но об этом чуть ниже.
Музыканты за день до концерта дали мастер-класс молодым джазменам Актобе — студентам музыкального колледжа им. Ахмета Жубанова, где Габриэль Буонасорти любезно согласился ответить на несколько вопросов «Капитал.kz».
— Габриэле, вы уже посещали Актобе. Почему опять город на Белом холме?
— Это уже мой третий визит в Актобе. Мы не смогли дать свой концерт, запланированный на 5 июня 2016 года из-за произошедших здесь терактов. Потом был еще в декабре вместе с супружеским дуэтом Jalisse.
Поэтому я себя чувствую связанным с этим городом именно из-за тех трагических событий. Я колесил по Казахстану, мне очень нравится казахстанский народ, но Актобе оставил особое впечатление. У меня возникло огромное желание все-таки еще раз приехать в Актобе и дать концерт, который сорвался 5 июня 2016 года.
— А не было страха приехать еще раз?
— Никогда! Я ведь сицилиец (смеется).
— Есть что-то общее у казахстанцев и итальянцев?
— Я бы, наверное, сделал сравнение казахстанцев с моими земляками — жителями Сицилии. Вы очень гостеприимны и открыты людям. Когда я впервые приехал в Казахстан, то с собой привез автора песен и текстов. Мы провели концерт в Астане. Этот молодой человек, актер Лука Сета, который пишет песни, известен в Италии. Не Челентано, конечно. Но здесь его никто не знал. Мы собрали полуторатысячный зал. И люди танцевали и веселились вместе с нами. Я остался приятно удивлен. И это происходило во всех казахстанских городах, где мы давали концерты. Хочу сказать, что даже в Италии не всегда можно собрать полный зал.
— Что вы можете сказать о джазовой культуре Актобе и Казахстана в целом?
— Сейчас здесь происходит то, что в Италии произошло в 60-х годах ХХ века. Именно тогда к нам приехали американцы и привезли культуру джаза. Я встретился здесь с музыкантами, которые классно играют джаз, но исполняют его в стиле 50-х годов прошлого столетия. Сюда еще не дошел современный джаз. Но он придет, поверьте мне. Я им всех заражу (смеется).
— Так классика джаза — это уже прошлое? Не есть хорошо?
— Нет, так нельзя говорить, плохо или хорошо. Просто это два разных жанра. Речь идет о том, чтобы познавать различные стили джаза и правильно их сочетать.
— Как давно существует ваш квартет, ваша команда?
— Наш квартет родился в 2012 году. Как и сейчас, труба — Анджело Оливьери, бас-гитара — Мауро Гавини. Только поменялся ударник. Вместо Маттио ди Кретико сейчас Саверио Федеричи. Квартет родился с идеей играть музыку в стиле фанк. Потом я и сам стал писать музыку и как-то послал два своих произведения известному итальянскому джазовому продюсеру Джанни Барони. Он был поражен моей работой. Он и заказал мне создание полноценного диска в течение восьми месяцев. Так я написал диск Forward, с произведениями из которого выступлю перед актюбинской публикой.
— Как в вашем квартете появился пятый игрок — Маури Негро?
— Десять месяцев назад я пригласил Маури Негро, который в свое время был для меня духовным джазовым отцом, на наш концерт. После этого выступления он мне сказал: «Габриэле, я хочу играть с тобой». Вы знаете, я даже немного отметил это событие (смеется). Потому что это один из музыкантов, которого я уважаю больше всего. Это один из выдающихся кларнетов Европы.
— Ваше занятие музыкой с чем было связано?
— Все началось, когда мне было семь лет. Мы игрались со своим братишкой и имитировали исполнение музыки на гитаре, используя теннисную ракетку. А потом я увидел по телевизору саксофон. Тогда я спросил себя: а как я это буду имитировать? Тогда я нашел детскую лейку, которая чем-то походила на саксофон. Слава Богу, моя мама вместо того, чтобы отвести меня к психологу или психиатру, записала в музыкальную школу на класс саксофона. Это происходило в Сиракузах — я оттуда родом. Последние 20 лет живу в Риме.
— Часто ли гастролируете?
— В этом году уже были в Казахстане, Таиланде. Планируем посетить Китай, Черногорию. Через посольство Италии в Танзании ведутся переговоры. Часто бываем в Германии и, конечно, ездим по Италии.
Концерт
Как было отмечено, альбом Forward вышел в 2012 году. Хотя у маэстро это не единственная программа, но при помощи композиций, аранжировок и смешивания различных музыкальных жанров в данном альбоме Габриэле Буонасорте и его музыканты особенно ярко передают свое видение современного общества и актуальной реальности, что и было показано актюбинской публике.
В зале в предвкушении живой музыки собрались более 500 поклонников джаза. Причем, как говорится, и стар и млад. Джазу все возрасты покорны. Особенно такому прогрессивному и легкому. Публика завелась с первой композиции — Spred. Затем последовала Scirocco. На итальянском это означает сильный южный или юго-западный ветер. Впрочем, применяется данное название ко всему ветру средиземноморского бассейна, зарождающемуся в Северной Африке. Энергетика музыкального сочинения и переходы от пиано к форте и наоборот полностью соответствовали стихии ветра.
Был Jean Pierre Майлса Дэвидса. И куда же без зажигательного Odwalla из репертуара знаменитого Art Ensemble of Chicago. Все композиции зал встречал на ура, особенно — наиболее выигрышные импровизации. Саверио Федеричи поразил публику своим соло на ударных при исполнении Odwalla.
А далее Габриэле Буонасорте взял в руки микрофон и рассказал любителям музыки, почему не состоялся концерт 5 июня 2016 года. Именно в тот день в Актобе произошел теракт, во время которого экстремисты напали на оружейные магазины «Паллада» и «Пантера», а также на войсковую часть 6655. Были убиты 4 гражданских лица и 3 военных. Их память почтили минутой молчания.
Маэстро рассказал, что тот день, который он не забудет никогда, ему с музыкантами пришлось провести в гостинице. В память о погибших он создал джазовую композицию Anymore, что дословно можно перевести с английского как «Никогда больше». Произведение оказалось настолько тревожным и пронзительным, что словами передать невозможно.
Ближе к завершению концерта, который в общей сложности длился 1,5 часа, с благодарностью вспомнили о музыканте, творчество которого подвигло казахстанскую (да и не только) молодежь к игре на саксофоне, — Батырхане Шукенове.
Маэстро исполнил «Ару ана». За роялем аккомпанировала организатор концерта Дина Ниязова.
Несмотря на грустные нотки, концерт получился замечательным. Публика долго не хотела отпускать джазменов, аплодируя стоя. Все-таки это живая музыка в классном исполнении мировых знаменитостей.