В центре внимания:

Бизнес в искусстве: чем живут казахстанские галереи

Бизнес в искусстве: чем живут казахстанские галереи

Объем мирового арт-рынка и цены на произведения искусства растут не первый год. В 2018 году продажи знаменитых аукционных домов Christie’s и Sotheby's достигли рекордных со времен мирового финансового кризиса показателей – $7 млрд и $6,4 млрд. Значительную часть этой суммы составили произведения современного искусства. В прошлом году также был побит рекорд продаж среди ныне живущих авторов. «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)» британского поп-арт художника Дэвида Хокни был продан на аукционе Christie’s за $90,3 млн.

В Казахстане рынок современного искусства все еще остается рискованной сферой для инвестиций. За последнее время открылось несколько галерей и компаний, продвигающих молодых казахстанских художников. Одним из таких проектов стала платформа Art Future. Основатель проекта Тогжан Сакбаева десять лет посвятила работе в банковской сфере и международных финансовых организациях в Европе, Юго-Восточной Азии, Дубае и США. Она всегда интересовалась искусством, посещала арт-выставки и ярмарки. Семь лет назад Тогжан побывала на выставке Кандинского в Мадриде. Это событие произвело на нее такое сильное впечатление, что она окончательно решила связать свою жизнь с арт-индустрией. Осваивая новую профессию, Тогжан прошла обучение на курсах в Sotheby's Institute of Art и Royal Academy of Art в Лондоне. став профессиональным арт-консультантом, и вернулась в Казахстан, чтобы работать с местными художниками.

Бизнес в искусстве: чем живут казахстанские галереи

«Искусство помогает развивать коммуникации в обществе. Оно визуально осмысляет окружающий мир, обращает внимание на актуальные проблемы и способствует поиску новых решений для улучшения нашей жизни. Я давно хотела заниматься проектом, который изменял бы наше общество в лучшую сторону. В Казахстане давно не хватало платформы для взаимодействия художественной среды со зрителями и бизнесом, поэтому я решила организовать такую площадку», – говорит Тогжан.

Арт-консультант поясняет, что развитие своей галереи требует долгосрочных инвестиций, без возможностей быстро вернуть средства. На первом этапе нужно вложить не менее $50 тыс. на операционные расходы, организацию и проведение выставок, закуп оборудования, подготовку выставочного пространства и наем персонала. Кроме того, нужно найти подходящее помещение.

Первой площадкой проекта Art Future стал молодежный коворкинг-центр SmArt.Point. На первом этаже Тогжан и ее команда проводили тематические выставки молодых художников из Казахстана и Центральной Азии. Сначала участников находили через знакомых искусствоведов и арт-критиков, но вскоре художники сами начали выходить на Тогжан. С марта 2018-го Art Future переместился в пространство Esentai Gallery, и Тогжан стала управляющим директором галереи.

«Для Esentai Mall художественная галерея и объекты искусства – это способ сделать торговое пространство более дружественным для посетителей. Нам же эта площадка позволяет донести творчество современных казахстанских художников до более широкой аудитории, ведь люди сейчас посещают торговые центры чаще, чем музеи», – поясняет собеседница.

Сколько стоят работы казахстанских художников?

Бизнес Ar t Future строится вокруг продажи работ казахстанских художников. Цены зависят от многих факторов. Ключевую роль играют известность автора в Казахстане и за его пределами, период его творчества и стиль, эстетические характеристики. Дороже всего оцениваются работы классиков отечественной живописи (Абылхан Кастеев, Сергей Калымков, Николай Хлудов), художников-шестидесятников (Салихитдин Айтбаев, Жанатай Шарденов, Шаймардан Сариев) и современных авторов, чьи работы были представлены на мировых выставках и находятся в зарубежных коллекциях. Цена на работу именитого казахстанского художника может колебаться от $5 тыс. до 40 тыс.

Бизнес в искусстве: чем живут казахстанские галереи

Покупатели казахстанского искусства

Среди тех, кто приобретает работы отечественных художников, выделяются три категории – местные коллекционеры, корпоративные клиенты и зарубежные покупатели. Обладателей действительно больших частных коллекций казахстанского искусства можно пересчитать по пальцам. В основном это крупные бизнесмены и чиновники высшего звена. Большая же часть локальных покупателей готовы приобретать работы стоимостью до $5 тыс. Часто картины и скульптуры покупают в качестве дорогого подарка или декоративного украшения интерьера.

«Сейчас ситуация меняется, люди понимают, что искусство – это хорошая долгосрочная инвестиция, ведь арт-рынок не падает даже в период экономических кризисов. Для того чтобы собирать предметы искусства, не обязательно быть олигархом. При желании мы можем подобрать работы стоимостью до 20-30 тыс. тенге. В такой нише нам не очень выгодно работать, но мы делаем это, чтобы привлечь новых собирателей. У нас уже есть несколько таких клиентов из числа молодых бизнесменов», – рассказывает Тогжан Сакбаева.

Иностранные клиенты относятся к покупке искусства серьезнее. Частные собрания и галереи в Европе, США и Азии готовы приобретать более дорогие работы, точечно скупая определённых художников, которые в будущем могут значительно вырасти в цене.

Еще одна относительно новая ниша на казахстанском арт-рынке – корпоративные коллекции. Менеджмент торговых центров, гостиниц, банков, бизнес-центров и офисных помещений украшает свои интерьеры предметами искусства, чтобы создать комфортную атмосферу для клиентов и сотрудников.

«Исследования показывают, что разнообразный визуальный ряд помогает людям работать эффективнее. Правильно подобранные предметы искусства в рабочей среде могут вдохновить на дело или наоборот помочь расслабиться. Для каждого из своих клиентов мы разрабатываем визуальные коды в зависимости от сферы их деятельности и конкретных задач. Казахстанские компании все чаще обращаются к нам за такой услугой. Зачастую украсить пространство интересным художественным объектом стоит дешевле, чем сделать дорогой ремонт. Кроме того, коллекции искусства отражают уровень культуры и ценности корпорации, повышают узнаваемость бренда. К примеру одними из крупнейших в мире частных коллекций искусства владеют Deutsche Bank и дом моды Louis Vuitton», – говорит Тогжан Сакбаева.

Проблемы арт-рынка

Тогжан выделяет несколько основных моментов, мешающих развитию рынка искусства в нашей стране. В Казахстане очень слабо проработана законодательная база в этой области. Отсутствуют законы о меценатстве, которые стимулировали бы бизнес вкладывать средства в развитие культуры и искусства. Во многих европейских странах существуют послабления в налоговом кодексе для спонсоров художественной среды и компаний, работающих на арт-рынке. У нас галереи являются обычным субъектом предпринимательства.

Еще одной большой проблемой на протяжении многих лет остается отсутствие открытой информации и общей базы данных по сделкам, совершаемым с предметами искусства. Работы казахстанских художников продаются полулегальным образом и хаотично, из-за чего для участников рынка становится невозможным проследить динамику ценообразования. По словам Тогжан, на рынке также не хватает квалифицированных специалистов. Учебные заведения в нашей стране не готовят арт-критиков, кураторов и дилеров.

Будущее в выходе на международный рынок

По мнению основательницы Art Future, ключевым фактором для дальнейшего развития бизнеса в сфере искусства в Казахстане является выход на мировую арену. Казахстанские художники должны представлять свои работы на престижных форумах и выставках.

«Наша компания будет прилагать все усилия к тому, чтобы в 2021 году на Венецианской биеннале наконец-то был представлен национальный павильон Казахстана. Для этого нужна серьезная поддержка со стороны бизнеса и государства. Кроме того, в течение нескольких лет мы хотим провести выставки наших художников за рубежом. Думаю, в первую очередь привезем современное искусство Казахстана и Центральной Азии в Париж и Барселону. Очень важно, чтобы работы отечественных мастеров получили объективную оценку от международных экспертов и зрителей. Кроме того, необходимо развивать инфраструктуру арт-рынка в стране. Нужно открыть школу и музей современного искусства, профессиональные курсы для развития кураторов и арт-критики, Центр исследования современного искусства. Над открытием последнего мы сейчас активно работаем и ищем партнеров», – заключила Тогжан Сакбаева.

Источник

Читайте также
Поделиться в ВК Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter Расшарить в ЖЖ Поделиться в ММ Поделиться в Одноклассниках

07.04.2019 8:10 | Анна Кошера

Поиск:

Поиск
Лента последних новостей
Альянс02 VK
Альянс02 в Facebook
Альянс02 в Твіттері
Альянс02 в Google+
Все права защищены © 2008-2024 Финансовый вестник
| XML | HTML
Любое копирование материалов с сайта alyans02.ru без указания обратной активной гиперссылки на источник запрещено.