Бесик-трансформеры: новое веяние старых традиций
Созданная Альбиной Салимгожиновой в 2010 году компания Aqniet занимается изготовлением макетов, сувениров и изделий из пластика. Недавно предпринимательница расширила сферу деятельности, начав производство бесик-трансформеров. Бизнес-инициативу женщины поддержал акимат Алматы, предоставив безвозмездный грант в 3 млн тенге по программе «Дорожная карта бизнеса-2020». Программа, действующая с 2010 года, направлена на поддержку малого и среднего предпринимательства в Казахстане. Кто покупает колыбели и почему спрос на них не падает, корреспонденту делового еженедельника «Капитал.kz» рассказала сама Альбина Салимгожинова.
Этот проект – ее давняя мечта, призналась наша собеседница. Будучи мамой шестерых детей она не понаслышке знает, насколько неудобно ездить в дальние поездки с традиционной бесик-колыбелью.
«Обычная колыбель большая и неудобная в транспортировке. А ребенок, который привыкает к этой люльке, уже не может без нее уснуть. Еще в те времена, когда я растила своих детей, мечтала о том, что облегчу жизнь молодым келинкам и создам раскладную люльку. И я воплотила свою задумку в реальность», – говорит Альбина.
Бесик – это культурное наследие казахского народа и имеет большое значение для нации. Традиционный казахский обряд, связанный с появлением ребенка на свет, называется бесик-той. Праздник устраивается на третий день после рождения младенца, когда его впервые кладут в колыбель-качалку, которую приносят родственники невесты. По обычаю в бесик ребенка укладывает самая образцовая, опытная и авторитетная женщина семьи. Соблюдая казахское поверье, колыбельку сначала окуривают дымом, изгоняя злых духов, затем проводят необычный обряд, который называется «Тыштырма» и имеет большое значение для каждой семьи.Благодаря важности сохранения традиций бесик-колыбели остаются востребованными на современном рынке, даже при большом выборе и разнообразии кроваток.
«Бесик – очень безопасная колыбель. Ребенок в ней полностью зафиксирован, и нет вероятности, что он может выпасть оттуда, поэтому взрослый может спокойно отлучаться. Она намного облегчает мамины заботы, и к тому же полезна для здоровья новорожденных, – заметила Альбина. – Говоря о спросе, могу сказать, что он даже вырос по сравнению с предыдущими годами. Я думаю, что это связано с важностью сохранения и передачи обычаев наших предков нынешнему поколению».
Для воплощения проекта в реальность предпринимательница сначала приобрела соответствующее оборудование, благодаря которому колыбель можно сделать в течение трех дней. Вручную люлька изготавливается за 15-20 дней.
«Чтобы купить оборудование, я подала заявку в акимат Алматы на получение гранта по программе «Дорожная карта бизнеса-2020». Мне одобрили безвозмездный грант на 3 млн тенге.Оборудование достаточно дорогостоящее – 5 млн тенге.Я заказывала его из Китая. Недостающие 2 млн я добавляла из собственных средств», – объясняет бизнесвумен.
Сейчас проект находится на стадии запуска. Большую часть времени занимает проектировка и разработка дизайна.
«На купленном оборудовании мы уже работаем. Применяем его и при изготовлении сувениров, – говорит собеседница. – С бесик-трансформерами мы планируем сначала работать по индивидуальным заказам, а затем уже выходить самостоятельно на рынок. Основной спрос на бесик-колыбели наблюдается на юге нашей страны», – говорит Альбина Салимгажинова.
Цена модифицированной люльки составляет 25 тыс. тенге, что на порядок дешевле традиционной колыбельки, стоимость которой 30 тыс. тенге.
«Себестоимость одной нашей колыбели около 12-15 тыс. тенге. Сюда входит работа проектировщика, дизайнера, сборщика. Колыбельки мы делаем из березы, которую заказываем из России. На закупку дерева для одной люльки уходит 10 тыс. тенге. Я не хочу сильно завышать цену, сначала нужно, чтобы о нас узнали. Но и в минус для себя работать не буду. Ежемесячно мы планируем изготавливать около 15-20 бесик-трансформеров», – отмечает она.
По словам предпринимательницы, конкуренция на рынке есть, но совсем незначительная.Большая часть конкурентов работает в Шымкенте и Кызылорде. При этом каждый нашел своего клиента.
Альбина Салимгожинова планирует окупить проект в течение полугода. При налаживании конвейерного производства эти сроки можно сократить.
«Каждый этап изготовления бесик-трансформеров требует точности и профессионализма работников. Пока нашей основной деятельностью остается изготовление сувенирной продукции и макетов. В дальнейшем планируем с одинаковой силой развивать эти два ремесла. Позже хотим открыть свой магазин, где будем продавать всю производимую продукцию», –подытожила Альбина Салимгожинова.
За время существования программы «Дорожная карта бизнеса-2020» с 2010 по 2018 гг. в ней приняли участие 929 предприятий малого и среднего бизнеса.