Авторынок: битва брендов и цифровые автомобили
Казахстанский автопром старается двигаться в общемировом фарватере, поэтапно осваивая технологии Connected car, Big Data и производство электромобилей.
Владимир Герасименко, исполнительный директор АКАБ: «Казахстанские автомобили заняли более трети рынка»
16,5 тыс. автомобилей (на 132 млрд тенге) произведено в Казахстане за 11 месяцев текущего года. Лидеры отрасли — «СарыаркаАвтоПром» и «Азия Авто».
Больше всего выпущено легковых автомобилей — 14 585, или 88,1% от общего объема, — это в 3 раза больше, чем в прошлом году. Автобусов произведено 621, грузовых автомобилей — 1341.
На общем рынке официальных продаж доля автомобилей казахстанского производства за 11 месяцев 2017 года составила 35,6%. В 2016 году этот показатель был равен 24,4%. Основные причины роста — субсидирование процентных ставок по автокредитам и льготный лизинг.
На новые автомобили за 11 месяцев текущего года казахстанцы потратили 371 млрд тенге, купив 44 047 единиц. С учетом экспорта продажи составили 45 492. Это значит, что Казахстан экспортировал в 3,5 раза больше автомобилей, чем годом ранее (1445 против 424).
По итогам 11 месяцев органами МВД РК было зарегистрировано 950 840 ед. транспортных средств. Лидеры остаются неизменными: на первом месте Toyota — 149 274 зарегистрированных автомобиля, на втором — Lada (123 725).
На вторичном рынке покупатели предпочитают автомобили немецких марок, тогда как при первичных регистрациях — машины местного производства таких брендов, как Ravon, Hyundai, Kia.
Предварительный прогноз продаж на 2018 год — 70 000 автомобилей всех типов, из них 16 000 — коммерческая техника и автобусы, 54 000 — легковые автомобили. При этом доля продаж автомобилей казахстанского производства сложится на уровне до 50%.
Растет популярность автомобилей с электродвигателями. За 7 лет (по ноябрь 2017 г.) казахстанцы приобрели «зеленых» автомобилей на 3,8 млрд тенге. В 1,9 млрд тенге обошлись покупки гибридных автомобилей и на 1,9 млрд тенге — электромобилей.
2018 год также станет знаковым годом для производства электромобилей в стране. На заводе ТОО «СарыаркаАвтоПром» в Костанае произведена пробная партия электромобилей марки JAC. В 2018 году здесь планируется выпустить 500 электромобилей этой марки.
Олег Алферов, председатель правления ОЮЛ «Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром»: «Потенциал роста отрасли — 25−30%»
В декабре 2002 года с конвейера усть-каменогорского завода «Азия Авто» сошел первый автомобиль. Поэтому в финале 2017 года мы подводим итоги не только минувших 12 месяцев, но и полутора десятилетий работы отрасли.
За это время на территории республики выросли семь производственных площадок, выпускающих легковые автомобили, грузовую, автобусную и специальную технику. На их конвейерах ведется сборка более чем 140 моделей 19 брендов.
В период первой пятилетки индустриализации именно автопром выступил основным драйвером роста казахстанского машиностроения: выпуск автомобилей в стране вырос в 4,8 раза. Отрасль заняла лидирующее место по темпам развития — прежде всего благодаря инициативе президента по созданию евразийского экономического пространства.
Этот стремительный рост прервался на фоне изменения макроэкономической ситуации в 2014—2016 годах — напомню, рынок сократился четырехкратно. Однако в уходящем году отрасль вступила в фазу посткризисного восстановления.
Сегодня сегмент автомобилей локальной сборки восстанавливается в 2,5 раза активнее рынка в целом — с начала года сбыт казахстанской техники вырос на 65%. Причем ноябрь принес самый высокий производственный результат с начала 2016 года.
В уходящем году предприятия отрасли испытали собственные силы в наиболее прогрессивных сегментах автоиндустрии: усть-каменогорский «Азия Авто» и костанайский «СарыаркаАвтоПром» представили пилотные партии электромобилей KIA Soul EV, LADA Vesta EV и JAC iEV6S. Автомобили, выпускаемые на усть-каменогорском конвейере, с 2017 года оснащаются телематическими системами Connected car, позволяющими использовать потенциал технологий Big Data и осваивать другие технологии цифровизации транспорта.
К финалу года с казахстанских конвейеров сойдет не менее 19 тыс. единиц техники, а вклад отрасли в ВВП приблизится к 150 млрд тенге. Темпы восстановления в 2018 году будут зависеть от состояния сырьевой конъюнктуры и хода реализации программ льготного кредитования и утилизации. Однако потенциал отраслевого роста в будущем году мы оцениваем в 25−30%.
Ерик Сагымбаев, президент АО «Азия Авто»: «Экспортный прорыв, BigData и ускорение производства»
Для казахстанского автопрома 2017 год стал важным периодом. Как минимум по двум причинам. Во-первых, отрасль вернулась к росту после длительного спада 2014−2016 годов. Спрос на отечественные автомобили и производственные объемы росли на протяжении всего года. Без ложной скромности отмечу, основным драйвером этого роста стал наш завод: 67% всех автомобилей, выпущенных на территории республики, сделаны в Усть-Каменогорске. В 2017 году с конвейера «Азия Авто» сошло вдвое больше продукции, чем за предыдущие 24 месяца. В течение года мы предложили казахстанцам 10 новых моделей трех брендов.
Уходящий год имел и символическое значение: в декабре отрасль отметила свой 15-летний юбилей. Полтора десятилетия назад в цехах «Азия Авто» был произведен первый автомобиль.
Юбилейный год был особенно богат событиями. Мы совершили прорыв на экспортном фланге, начав поставки в Китай. Первая тысяча внедорожников усть-каменогорской сборки уже нашла своих владельцев в КНР. Сегодня на долю «Азия Авто» приходится 83% всех экспортных поставок казахстанской автомобильной техники.
В 2017 году «Азия Авто» первым и единственным в казахстанском автопроме приступил к внедрению технологий Connected car и Big Data. Теперь владельцы «умных» автомобилей усть-каменогорского производства могут дистанционно управлять личным транспортом с помощью смартфона.
В 2018 году мы не только продолжим расширение портфеля выпускаемых автомобилей — в Усть-Каменогорске будет освоено производство собственной спецтехники, разработанной нашими конструкторами. Но наиболее масштабная задача, которую нам предстоит реализовать в обозримом будущем, — это создание мощностей полного цикла. Запуск цикла сварки и окраски кузова, автокомпонентной базы обеспечит повышение локализации отечественных автомобилей. Более того, мощности, которые мы строим на новой усть-каменогорской площадке, станут самым крупным экспортно ориентированным производством в несырьевом секторе отечественной экономики.