Аналитики предсказали рост авиаперевозок за границу на 25% к 2022 году
В 2022 году пассажиропоток на российском рынке авиаперевозок может достигнуть в 142,2 млн человек, увеличившись на 15% за 5 лет, прогнозируют аналитики АКРА. Ключевыми факторами будут рост доходов населения и колебание курса рубля
В 2018 году объем пассажирских авиаперевозок на российском рынке (полеты российских авиакомпаний в России и за границу, а также полеты иностранных компаний в и из России) может увеличиться на 5,5% до 130,9 млн человек, говорится в исследовании рейтингового агентства АКРА, с которым ознакомился РБК. Из них 2,4% обеспечит «благоприятный макроэкономический фон» (прежде всего, рост зарплат и реальных доходов населения), а еще 3,1% — восстановление регулярного авиасообщения с Египтом и проведение Чемпионата мира по футболу в России.
Уже по итогам 2018 года пассажиропоток на международных рейсах превысит внутрироссийские, достигнув 66,3 млн против 64,6 млн человек соответственно. Снижение международных авиаперевозок, а с ним и общего числа рейсов началось в 2015 году, когда прекратилось авиасообщение с Турцией и Египтом, в этот же год прекратил полеты один из крупнейших перевозчиков «Трансаэро», а из России начали уходить иностранные авиаперевозчики. В результате по итогам 2016 года рынок упал со 107,3 млн до 102,9 млн человек, включая иностранные авиакомпании.
Аналитики АКРА считают, что пассажиропоток продолжит расти и в последующие четыре года, достигнув 142,2 млн человек по итогам 2022 года (+14,6% к 2017 году). Наибольший прирост покажут международные перевозки (вырастут на 25,7% до 77,3 млн), из них иностранными авиакомпаниями воспользуются 22,4 млн человек (+17,9%). А внутренние перевозки будут расти значительно медленней и по итогам 2022 года достигнут лишь 64,9 млн. человек (+3,7% к 2017 году).
Ключевыми факторами, влияющими на рынок авиаперевозок, эксперты называют рост доходов населения и изменение курса рубля. В 2018-2022 годах АКРА прогнозирует ежегодное увеличение реальных доходов и рост зарплат на 1–1,5% и 1,5–3% соответственно.
На международный трафик будет также влиять изменение курса рубля: его ослабление приводит к перераспределению пассажиропотока с международных на внутренние линии, говорится в исследовании. С 2018-го по 2022 год эксперты АКРА прогнозируют колебание курса в пределах 58-63 руб. за доллар. А объем внутрироссийских перевозок по-прежнему зависит от динамики рынка труда и численности экономически активного населения: в ближайшие пять лет АКРА ожидает снижение числа активных граждан на 0,5-0,7% ежегодно.
Рынок ожил
В начале 2017 года аналитики АКРА прогнозировали, что в 2017 году снижение пассажиропотока продолжится из-за сокращения реальных доходов населения. Аналитики указывали, что рынок не будет расти вплоть до 2018 года. Но уже по итогам первого полугодия 2017 года стало ясно, что пассажиропоток восстанавливается. По данным Росавиации, только российские авиакомпании за январь—июнь 2017 года нарастили перевозки на 21,5% до 46,2 млн. человек (по итогам года рост составил 18,6%). Впервые с 2013 года, на который пришелся пик перевозок, увеличили объемы и иностранные авиакомпании. Рост произошел в основном за счет турецких перевозчиков, которые вернули свои позиции после годового перерыва в авиасообщении из-за ухудшения отношений между странами после того, как турецкие ВВС сбили над территорией Сирии российский Су-24.
Пятилетний прогноз АКРА вполне соответствует ожиданиям «Аэрофлота». В конце декабря 2017 года в ходе Дня инвестора группа сообщила, что к 2022 году увеличит перевозки почти на 50% до 74 млн человек, но ее доля не превысит 50%. В понедельник, 19 марта, в представитель «Аэрофлота» отказался от комментариев.
Макроэкономическая ситуация меняется ежегодно, поэтому Utair прогнозирует разные сценарии: от 5% до 20% ежегодных темпов роста пассажиропотока, сообщил РБК представитель этой компании. Ранее Utair прогнозировала на 2018 год рост на 5-10%. В S7 и «Уральских авиалиний» пока не ответили на запрос РБК.
Аналитик Raiffaisenbank Константин Юминов отмечает, что пока не стоит ожидать взрывного роста на российском рынке авиаперевозок. По его словам, 2017 год был годом восстановления рынка, этому способствовали отложенный спрос и открытие турецкого направления, но в 2018 году рост рынка будет умеренным, около 6-8%. Юминов ожидает, что в ближайшие годы среднесрочные темпы роста составят 4-4,5%. «Значительный рост по-прежнему ограничивается недостаточным ростом экономики и доходов населения», — говорит эксперт.