Алматы — экономический магнит и лидер по приватизации
Президент Нурсултан Назарбаев обозначил задачу в рамках Третьей модернизации Казахстана: снижение доли государства в ВВП до уровня стран ОЭСР, а именно 15%. Для достижения таких показателей сейчас проводится вторая волна приватизации, и значительную роль в этом процессе играют региональные власти. В том числе активно процесс разгосударствления идет в самом крупном мегаполисе страны — Алматы, где основным ориентиром является принцип: государство не должно оказывать услуги, представленные бизнесом. По Алматы уровень доли государства в экономике уже достиг порядка 18%. В 2016 году приватизировано 18 государственных предприятий. В 2017 году реализовано еще 21 предприятие с ликвидными активами. Серьезный импульс экономике придала легализация, так, например, в 2016 году в Алматы было легализовано активов на 3,9 трлн тенге, что составило почти 70% от республиканских показателей.
Как отмечают в акимате города, прозрачность, доступность и честность в ходе второй волны приватизации гарантируют применение более часто используемых видов торгов — аукцион и тендер, которые проводятся в электронном формате. Более того в целях широкого охвата приватизациейбыла создана специальная комиссия, в состав которой включены представители Палаты предпринимателей Алматы, Гражданского альянса, Ассоциации банков РК, Палаты аудиторов РК и Палаты профессиональных оценщиков.
Стоит отметить, что городские власти со всей ответственностью подошли к процессу приватизации, так, анализ показывает, что значительная часть объектов, выставленных на продажу, были объекты высокой социальной значимости, такие как научные центры, школы, институты. За 336 миллионов тенге была продана «Городская стоматологическая поликлиника», за 620 миллионов — «Городская поликлиника № 34».
Даже противники приватизации вынужденно признают, что она в городе проходит максимально прозрачно. В открытом доступе есть все необходимые документы, расчеты и балансы.
Конечно, такой процесс как приватизация всегда вызывает много вопросов и споров, поэтому у населения были различные неоправданные опасения, особенно по части передачи в конкурентную среду культурных объектов. Здесь можно вспомнить пример с приватизацией Школы искусств имени Кастеева, когда противники утверждали, что она изменит свой профиль, а землю, якобы, отдадут под бизнес-центр. Все эти фобии не оправдались, а городские власти смогли проконтролировать профильное использование объекта. Представитель новых акционеров школы искусств Рамазан Тунгушбаев подчеркнул, что сохранение профильной деятельности школы — это одно из основных требований контракта на реализацию.
«Строить бизнес-центры и использовать землю никто не собирается. Инвестировать в громадное строительство, в планах тоже нет. Здание 1981 года, оно достаточно старое, в высшей степени ценность здесь составляет не само здание, а содержимое. Школа имеет очень хорошую выстроенную работу, коллектив квалифицированный, подготовленный, обучаются 700 учеников. Мы будем не просто ее дальше развивать, но и выводить на международный уровень», — сказал Рамазан Тунгушбаев.
Новый владелец не намерен менять профиль школы, более того он заверил, что готов внедрять в программу обучения творческих специальностей новые технологии, инновационные направления. Управление финансов города обязалось пристально следить за сохранением профиля учреждения, если условия будут нарушены, школа вернется на баланс государства. И это лишь один конкретный пример, как новый владелец-частник не только не может изменить профиль приватизируемого объекта, но и несет ответственность за его развитие и усовершенствование.
Стоит отметить, что для удобства участников процесса приватизациис 1 января 2016 года стали применяться продажи с помощью электронного тендера. Эта форма торгов предусматривает, что участники заявляют свои ценовые предложения, загружаемые в закрытый электронный конверт на специально отведенной веб-странице реестра. При этом управление финансов Алматы продумало механизмы максимального вовлечения представителей бизнеса в процесс приватизации через электронный тендер, например, допускается оплата в рассрочку сроком на три года, при этом размер первоначального взноса не может быть меньше пятнадцати процентов от цены продажи. Первоначальный взнос вносится покупателем в течение тридцати календарных дней со дня подписания договора купли-продажи. При внесении последующих сумм на еще не внесенные суммы продавцом начисляются проценты исходя из официальной ставки рефинансирования Национального банка. Недвижимость, имеющаяся в собственности реализуемого объекта, продается без учета стоимости земельного участка, кадастровая стоимость земельного участка оплачивается покупателем отдельно в соответствии с Земельным кодексом РК.
Как подчеркивают власти Алматы, масштабное разгосударствление в мегаполисе проводится с целью снижения затрат городского бюджета и национальных холдингов за счет того, что после передачи в конкурентную среду предприятий из государственного и квазигосударственного сектора издержки этих компаний частично или полностью переходят на новых владельцев, к тому же вырученные от приватизации средства могут существенно прирастить доходные статьи республиканского бюджета и государственных управляющих компаний. Еще одна важная цель — максимальная адаптация и дальнейшее развитие приватизируемых предприятий согласно рыночным условиям; выполняется и задача по развитию малого, среднего и крупного бизнеса в городе.
Председатель комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК Эдуард Утепов отмечает, что проводимая в настоящее время приватизация направлена на значительное сокращение присутствия государства в бизнесе, что содействует развитию конкуренции на товарных рынках, рынках услуг, появлению новых эффективных собственников. Законом четко определены субъекты приватизации — продавец, покупатель, объекты приватизации — предприятие как имущественный комплекс, подразделения и структурные единицы предприятия, имущество государственных юридических лиц, акции и доли участия в уставных капиталах акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, производные ценные бумаги, виды отчуждения государственного имущества, условия и порядок проведения приватизации.
Предусмотрены такие виды приватизации государственного имущества, как продажа на торгах в форме аукциона и тендера, посредством торгов на фондовой бирже, в форме конкурса путем двухэтапных процедур, продажа производных ценных бумаг, прямая адресная продажа.
Торги в форме аукциона и тендера являются открытыми и проводятся в электронном формате посредством веб-портала Реестра государственного имущества Министерства финансов Республики Казахстан. Веб-портал представляет собой интернет-ресурс с единой точкой доступа к электронной базе данных об объектах продажи. Извещение о проведении торгов публикуется продавцами не менее чем за 15 календарных дней до их проведения в периодических печатных изданиях и на веб-портале на государственном и русском языках.