Алим Хамитов: Smart-остановки могут генерировать прибыль
Одно из направлений, которое постепенно развивает акимат Алматы, – создание умной транспортной инфраструктуры. По словам директора бизнес-инкубатора MOST PhD Алима Хамитова, smart-остановки должны стать неотъемлемой частью каждого развивающегося города.
– Алим, ранее вы совместно с Международным университетом информационных технологий запускали в рамках пилота в Алматы несколько умных остановок. Сейчас в мегаполисе до пяти таких сооружений. Расскажите о вашем проекте, насколько он оказался эффективным?
–Проект по созданию умной остановки был запущен в 2015 году, когда я преподавал в Международном университете информационных технологий. На тот момент я как раз занимался изучением умных городов. Smart-остановка, которую на тот момент мы разработали вместе с командой, имела несколько функций. Во-первых, около нее можно было подключиться к Wi-Fi, а также на ней любой желающий мог подзарядить свой смартфон. Во-вторых, на такой остановке через терминал можно было получить всю необходимую информацию: как добраться из точки А в точку Б, получить данные о том, где в данный момент находится автобус, посмотреть информацию о предстоящих культурных мероприятиях, достопримечательностях города, узнать погоду, курс валют и так далее. Уточню: на тот момент приложение City-Bus, с помощью которого можно было отслеживать движение общественного транспорта, не было так популярно, как сегодня. К тому же на тот момент работа этого приложения была приостановлена. Остановка по нашему проекту была установлена на пересечении улиц Жандосова и Манаса. В то время, четыре года назад, такая остановка для Казахстана была уникальной, но сейчас определенные ее опции перешли в смартфон. Также мы работали над мобильным приложением City Router, прототип которого мы разработали, но до запуска его на рынок дело так и не дошло.
Один из вызовов, который встал перед нашей командой, когда мы планировали запустить smart-остановки, – наибольшая часть остановок в Алматы находилась в аренде у «РТС Деко» сроком на 25 лет. И, соответственно, чтобы обычную остановку трансформировать в умную, мне приходилось проходить через множество структур. В частности, я обосновывал эффективность smart-остановки сначала в акимате, потом в «РТС Деко». На процесс переговоров уходило очень много времени. Поэтому, считаю, что для того чтобы продвигать такого рода проекты, со стороны государства необходима поддержка административного характера. Также диалог со стартаперами со стороны акиматов должен быть более открытым: местным органам власти нужно давать шанс начинающим изобретателям пилотировать свои разработки хотя бы в рамках улицы, района.
– Сколько стоила ваша smart-остановка?
– В среднем терминал, который включал программное обеспечение, обошелся в 300-400 тыс. тенге. Этот терминал был с функцией touch screen, в него был встроен монетоприемник и купюроприемник. К тому же терминал был утепленный, он мог бесперебойно работать и зимой. В настоящее время цена подобного терминала может доходить до 500 тыс. тенге.
– Как можно модернизировать остановки в городах Казахстана?
– К нам в бизнес-инкубатор MOST обращался стартапер, который предлагал заменить статичную рекламу на остановках на умные табло. На таком табло как минимум планировалось показывать рекламу, демонстрировать афишу о предстоящих в городе мероприятиях, давать информацию о погоде, курсы валют и другую нужную информацию. За счет динамичной, а не статичной рекламы на табло она привлекала бы как можно больше внимания казахстанцев и туристов. И, соответственно, рекламодатели могли бы больше зарабатывать за счет размещения рекламы, а арендодатели имели бы постоянный денежный поток за счет сдачи остановки в аренду, в том числе акимат.
Также предполагалось, что smart-остановки будут предоставлять бесплатный Wi-Fi. Кстати, Wi-Fi – это не некий альтруистический инструмент, функцию по предоставлению интернета можно монетизировать. Объясню: на этапе подключения к Wi-Fi сначала каждый горожанин увидит на экране своего смартфона рекламу – она может продлиться 10-15 секунд. В этой опции есть несколько преимуществ. Самое главное – когда человек вводит свой логин для доступа к интернету, он верифицируется, и появляется возможность собирать огромный массив данных о предпочтениях казахстанцев через те сайты, на которых они бывают. Впоследствии эту информацию можно анализировать, продавать, на ее основе запускать какие-то социальные и другие проекты. Подобные модели вполне эффективно работают за рубежом, в моллах и торговых центрах.
– Как выглядят smart-остановки в других странах?
–Некоторые функции алматинских умных остановок пересекаются с зарубежными. В Южной Корее, в Сеуле, свыше 300 остановочных комплексов оборудованы терминалами, которые по беспроводной связи обмениваются информацией с более чем 9 тыс. автобусов. В автобусах установлены модемы для беспроводного интернета, а также приемники GPS. В результате пассажир на остановке видит на специальном экране не только расписание автобуса того или иного маршрута, но и информацию о его реальном передвижении, ДТП на маршруте и так далее. Помимо этого, вся эта информация доступна онлайн, то есть жители Сеула имеют возможность планировать свои перемещения по городу не выходя из дома. Ежегодно с 2008 года Южная Корея инвестирует и планирует инвестировать в развитие интеллектуальной транспортной системы около $230 млн.
В Испании, в Барселоне, только на проспекте Грасия (Paseo de Gracia) действуют восемь умных остановок – на них есть интерактивные экраны, предоставляющие полезную информацию. Эти остановки многофункциональны, так как здесь также можно подключиться к Wi-Fi, скачать мобильные приложения и зарядить телефон через USB-разъем.
Доступная на сенсорном экране программа Prop d'Aquí показывает сведения о близлежащих достопримечательностях, TMB Virtual позволяет спланировать маршрут на общественном транспорте и рассчитать время ожидания, Bicing предоставляет сведения о наличии свободных велосипедов и помогает составить план поездки по городу, а BCN Turismo ориентирует пользователей в многообразии туристических предложений. Все услуги доступны круглосуточно, без выходных и бесплатно. На установку этих технологических новинок город потратил свыше 560 тыс. евро.
В столице Беларуси Минске проект создания умных остановок реализует компания IBA Group, которая давно и успешно работает на белорусском рынке устройств самообслуживания.
Например, данная компания реализовала проект терминалов для оплаты коммунальных платежей и пополнения счетов мобильных телефонов. IBA Group планирует развить эту идею и предложить подобный терминал как элемент интеллектуальной остановки, который будет выполнять сразу несколько функций. Планируется, что умные терминалы найдут более широкое применение. Каждый будет привязан к конкретной остановке, и на нем будет видно не только время прибытия транспорта, но и место его нахождения на маршруте в режиме реального времени.
Кроме того, одной из функций терминала будет проверка записанного тарифа (или количества оставшихся поездок) на транспортной карте и ее пополнение. Для этого терминал оснащен специализированным периферийным оборудованием – диспенсером и бесконтактным считывателем smart-карт.
Таким образом, в целом, по данным компании Cisco, типовой расчет объема инвестиций по проекту создания сети умных остановок составил $102 млн.
– Расскажите подробнее, что необходимо сделать, чтобы smart-проекты для города продвигались более активно?
– Зачастую местные исполнительные органы предпочитают приобретать какие-то исследования за границей, у иностранных ученых, консалтеров. По моей информации, акимат Алматы заплатил международной консалтинговой компании за отчет о том, как наш мегаполис превратить в smart city. Между тем у нас в Казахстане достаточно много компетентных молодых ученых, которые могут делать такие аналогичные исследования не хуже, чем их иностранные коллеги. Таким образом, мы позволили бы научному сообществу развиваться. Одновременно на нашем рынке появились бы ученые новой формации – ученые-предприниматели, которые смогли бы монетизировать такие проекты. Между тем стоит иметь в виду, что зачастую у стартаперов не хватает ресурсов и знаний для того, чтобы своими силами реализовать какой-то проект. Поэтому, думаю, такие проекты можно реализовывать в формате государственно-частного партнерства.
Еще один момент, который стоит учесть местным исполнительным органам: им необходимо отработать механизмы приобретения идеи у стартаперов, механизмы заключения с ними договоров. Уточню: обычно акиматы приобретают услуги через тендеры или системы госзакупки. Но под стартапы не подходят такие условия отбора, потому что их проекты уникальны, у них нет аналогов. В этом случае наш бизнес-инкубатор MOST готов вести переговоры по пилотированию стартап-проектов. Поэтому я призываю сотрудничать с нашим бизнес-инкубатором, перед нами город мог бы ставить задачи, а мы могли бы подбирать, взращивать стартап-проекты.
К нам поступали достаточно интересные кейсы от стартаперов. Например, приложение по сбору мусора, проект по дроблению льда на тротуарах Астаны – этот проект взял на вооружение акимат столицы.