Административная нагрузка на бизнесменов будет снижена
Вице-министр национальной экономики Серик Жумангарин рассказал о новшествах, которые ждут предпринимателей и бизнесменов с введением в действие закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности», сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу ведомства.
Напомним, что закон был подписан главой государства 24 мая. Документ был разработан по поручению Президента по кардинальному улучшению и расширению бизнес-среды и предусматривает около 1000 поправок в 14 кодексов и 109 законов.
В Казахстане зарегистрировано 140 тысяч малых компаний
«Данный закон в большей степени позволит улучшить условия правового регулирования предпринимательской деятельности и обеспечить защиту прав предпринимателей в правоотношениях, в которых они сегодня наиболее уязвимы, а также снизить административную нагрузку на них», — сказал Серик Жумангарин на пресс-конференции в СЦК.
В рамках первого направления — реформирование государственной контрольно-надзорной деятельности — в Казахстане будет внедрен новый институт профилактического контроля. Отличием от действующей системы проверок будет являться профилактика и предупреждение правонарушений без возбуждения административного производства. Так, к примеру, по итогам контроля предпринимателю выдается предписание об устранении нарушений, тогда как ранее он сразу привлекался к административной или иной ответственности. Бизнесмену будет дано определенное количество времени для устранения выявленных нарушений, а в случае их не устранения за государственным органом сохраняется право проведения повторной, уже внеплановой проверки.
«Это, несомненно, позволит снизить издержки и давление относительно предпринимателей, связанные с отвлечением его от основной его деятельности, что, соответственно, снизит коррупционные риски», — отметил вице-министр.
Законом исключаются 20 сфер контроля из имеющихся сегодня 114 и 108 из 544 контрольных функций, исключаются также статьи и компетенции уполномоченных органов на возбуждение административных дел по 47 статьям Кодекса об административных правонарушениях.
Второе направление — регулирование информационных инструментов — предусматривает законодательное закрепление перечня информационных инструментов на уровне приказа МНЭ. Все информационные инструменты и порядок их представления будут четко регламентированы, а их количество только на первом этапе реформы планируется сократить на 30%.
Законом также предусмотрено реформирование обязательных услуг, оказываемых субъектами естественных монополий и квазигоссектором. Отныне правительство будет утверждать перечень таких услуг, сегодня их выявлено порядка 75, а МНЭ утверждать порядок их оказания и осуществлять контроль за их оказанием.
«В результате, будет обеспечена защита прав и интересов предпринимателей при взаимодействии с субъектами естественных монополий и квазигосударственного сектора», — сказал Серик Жумангарин.
Одной из норм Закона является также снижение издержек бизнеса, выявление и исключение норм, препятствующих конкуренции. В частности, предусмотрено сокращение непроизводственных затрат предпринимателя в различных сферах, включая техническое, экологическое, антимонопольное регулирование, земельные отношения, естественные монополии; улучшение бизнес-климата в стране посредством создания благоприятных условий для развития здоровой конкуренции без рисков нанесения ущерба интересам общества и обеспечению национальной безопасности.
В Казахстане 59% женщин остаются на уровне микропредприятий
Закон также предусматривает уменьшение налогового бремени на казахстанских перевозчиков. Речь идет о снижении ставок сборов за выезд с территории Казахстана отечественных автотранспортных средств с 3 до 1 МРП, что позволит сократить издержки бизнеса на 1,4 млрд тенге.
Поправки направлены также на улучшение позиции Казахстана в рейтинге Doing Business. В рамках данной работы Законом предусмотрен пакет реформ для улучшения условий ведения бизнеса по 8 индикаторам рейтинга.
К примеру, в целях сокращения операционных издержек бизнеса и продолжения реформ по исключению требования печати предлагается введение запрета государственным органам и финансовым организациям требование печати на документах субъектов частного предпринимательства. В сфере строительства будет усовершенствован принцип «одного окна» в части экологической экспертизы проектов в составе комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства.
Также в целях последующего объединения земельного и правового кадастра предлагается передать функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от министерства юстиции в Государственную корпорацию «Правительство для граждан».