2018 стал годом возрождения космической промышленности
Частные инвесторы обратили внимание на аэрокосмическую отрасль благодаря амбициозным гражданским и военным проектам. Сайт Techcrunch.com назвал 2018 годом возрождения для космической промышленности.
Сегодня ракеты спокойно летают на самую дальнюю сторону Луны. Предприниматели используют последние технологии и создают двигатели, чтобы ракеты летали еще дальше. А в планах у правительства проводить пилотируемые полеты на Луну и Марс.
Бум в аэрокосмических инновациях сегодня подпитывается венчурными инвестициями. Согласно данным Crunchbase, в беспилотники, космические корабли и спутники компаниями было инвестировано более 2,3 млн долларов в 2018 году.
Подобный всплеск интереса не вызывает удивления у инвесторов, знающих эту отрасль не первый год. Франс Чопард, основатель Starburst Aerospace, акселератор и инвестор фонда, в этой отрасли с 2012 года.
«Раньше на рынке было лишь несколько игроков, и это касалось ракет и спутников, - сказал Франс Чопард. – Сегодня это коснулось всей авиационной отрасли».
Zunum Aero - один из стартапов, занимающийся разработкой электрических самолетов. Компания планирует осуществить свои первые поставки новых самолетов к 2020 году. И сегодня она не единственная, кто спешит попасть на рынок. В скором времени к нему могут присоединиться Wright Electric, Joby Aviation и Ampaire.
«Мы наблюдаем огромный поток заключаемых сделок, - говорит Чопард. - Ежегодно в этой отрасли появляется 1000 стартапов… все больше людей получают образование, интересуются инвестициями в космическую отрасль».
Среди инвесторов, проявляющих повышенный интерес к новым стартапам и стремящихся трансформировать аэрокосмическую отрасль, есть компании, которые эти стартапы испытывают.
Космические стартапы привлекают много внимания
Илон Маск и американская компания, производитель космической техники, SpaceX практически появились из ниоткуда. Они стали серьезным конкурентом для United Launch Alliance, совместного предприятия Boeing и Lockheed Martin, которое почти монополизировало контракты с правительством США на космическом рынке.
Но сегодня космическая отрасль стала доступнее. К Илону Маску и SpaceX также хотят присоединиться такие компании, как Relativity Space, Blue Origin и Rocket Lab, которые начали свою первую миссию для НАСА в середине декабря 2018 года.
«Я никогда не видел такого повышенного интереса к открытию бизнеса», - сказал Хойт Дэвидсон, управляющий партнер инвестиционно-банковской компании Near Earth, LLC. «Это ренессанс, потенциальный космический ренессанс», - сказал Дэвидсон Space News о вновь появившемся интересе инвесторов к этому сектору.
Но, как отмечает Чопард, многим инвесторам еще предстоит полностью погрузиться в космическое инвестирование.
«В настоящее время мы видим, что крупные венчурные фонды вкладывают средства в космос в качестве ставки в случае, если она работает нормально, а если нет… то это не имеет большого значения, - говорит Чопард. – Пока мы не видели исключительно специализированных космических или аэрокосмических венчурных фондов».
Но космическая отрасль по-прежнему привлекает внимание инвесторов. В 2014 году Google купил Skybox Labs за 500 миллионов долларов. После того как компания была раскручена, ее продали Planet Labs. Учитывая раунд финансирования в 2018 году, компанию оценили примерно в 1,4 миллиарда долларов.
Между финансированием Rocket Lab, SpaceX, Astroscale, Terran Launch, VectorLaunch, AxelSpace и Spin Launch основная часть венчурных долларов была инвестирована в космические и спутниковые компании.
Нужно больше денег
Министр торговли США Уилбур Росса видит в космической гонке зарождающуюся индустрию, которая может стимулировать невероятный рост рабочих мест и материальных благ. Но, как признал Росс, в отрасль должны вкладываться другие источники капитала.
«Нам понадобится лучшее финансирование и страхование для космической отрасли, - заявил недавно Росс в публичном обращении со ссылкой на Space News. - В космическом финансировании отсутствуют крупные институты, в особенности банки. Их участие будет необходимо для выполнения долгосрочных коммерческих планов».
Франс Чопард видит надежду, исходящую от корпоративных инвесторов, которые также являются его партнерами, а также в собственных планах роста Starburst.
«Я все еще думаю, что мы находимся на ранней стадии процесса, - сказал Чопард. - Поэтому у каждого из нас пока есть интерес. Мы видели, как работают Boeing и Airbus. И они выбирают стартапы, которые принесут пользу всему сообществу».
В то же время Starburst планирует собрать второй собственный венчурный фонд, на который планируется выделить от 100 до 150 миллионов долларов. Он продолжит оказывать поддержку таким портфельным компаниям, как Airmap (аэрокосмический стартап, сосредоточенный на планах полетов дронов); "Наутилус" (дрон для доставки крупных грузов); Orbital Sidekick (разработчик кубов с возможностями гиперспектральной визуализации); Optisys (производит металлические антенны для спутников с использованием технологий 3D-печати).
«Эта экосистема должна полностью созреть. Мы создадим фонд и соберем в нем молодые стартапы для организации сильного потока сделок», - сказал Чопард.