13 простых правил макроэкономики
Известный американский экономист, автор книги "Время середнячков закончилось" (Average is over) Тайлер Коуэн опубликовал свои макроэкономические принципы, которые вызвали острые дебаты среди специалистов экономической теории.
Британский журнал The Economist предлагает свой список основных правил макроэкономики.
Правило №1
Политика в области предложения - трудная вещь. Почему Америка самая богатая экономика в мире? Потому что выпуск продукции на душу населения в ней увеличивается примерно на 2% в год (в среднем) в течение длительного времени. Как это ей удается?
Это произошло из-за многочисленных политических предпочтений, особенностей и исторических случайностей, при этом трудно сказать, какие из них были наиболее важными. Если бы у вас неожиданно появилась возможность управлять экономикой Германии и вы захотели бы довести ее выпуск продукции на душу населения до американского уровня, то вряд ли бы вам это удалось (более того, вы не смогли бы сильно уменьшить разрыв) в течение одного поколения.
Правило №2
Это не означает, что политику в области предложения следует игнорировать. Реформы, ориентированные на стимулирование производства и предложения товаров и услуг, политически трудновыполнимые, но многие из них полезны и должны проводиться, как только появляется подходящая политическая среда (хотя с очень умеренными ожиданиями по поводу воздействия на рост).
Правило №3
В политике в области предложения проблема не в величине действий, а в точности. В политике стимулирования спроса все наоборот: довольно легко добиться широких политических целей, но если не слишком сильно тревожиться об их точности.
Правило №4
Все знают, что из себя представляет экономика, где слишком высокий спрос: у нее высокая и стремительно растущая инфляция.
Правило №5
Все знают, что из себя представляет экономика со слишком слабым спросом: у нее высокая безработица и дефляция.
Правило №6
Между этими двумя крайностями довольно трудно определить, где находится экономика: как близко или как далеко она от производственного потенциала.
Правило №7
Слишком большой и слишком слабый спрос обходится экономике очень дорого, но опыт показывает, что слишком слабый спрос более опасен для экономики и таит в себе более значительные политические риски, чем слишком высокий спрос. Таким образом, политика должна тяготеть к более высокому, чем к более низкому, спросу.
Правило №8
Решительное использование монетарной политики почти всегда достаточно для генерирования правильного вида "слишком большого спроса". Но независимый центральный банк не всегда может иметь необходимый уровень решимости. В некоторых случаях центральный банк может спотыкаться, до тех пор пока не появится четкий политический консенсус, поддерживающий решительную монетарную политику.
Правило №9
Как правило, странам не следует жертвовать своей автономной кредитно-денежной политикой через принятие ограничительного режима валютного курса или введение чрезмерного уровня открытости счета движения капитала.
Правило №10
В странах с автономной кредитно-денежной политикой, которые никак не могут освободиться от оков близкой к нулю процентной ставки, фискальная политика почти по определению слишком жесткая, и, следовательно, довольно трудно проводить фискальное стимулирование для генерирования долгосрочных экономических издержек.
Правило №11
Фискальная политика - предмет политических ограничений, и, возможно, намного легче проводить широкое стимулирование в чрезвычайной ситуации, если до этого государственная долговая нагрузка была низкой. Это означает, что бережливость в нормальные времена - неплохая идея (хотя следует помнить пункт №10).
Правило №12
Не субсидируйте долг.
Правило №13
Уровень либерализации финансового и банковского сектора (который может убедительно продемонстрировать, что дальнейшая либерализация принесет чистую выгоду), скорее всего, не очень высокий.
Это примерные принципы, которые, разумеется, всегда могут корректироваться при появлении новой информации.